ТЕЛЕФОННЫЙ ТЕРРОРИЗМ:
ТЕНДЕНЦИЯ К РОСТУ ЧИСЛА ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

i 1Всё большую актуальность приобретает проблема телефонного терроризма. По данным правоохранительных органов, фиксирующих преступления террористического характера, основной прирост статистике дают именно случаи таких телефонных «шуток».

 

Сегодня по статье 207 УК РФ Заведомо ложное сообщение об акте терроризма наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, исправительными работами, либо ограничением свободы на срок до трех лет. За такое же деяние, повлекшее причинение крупного ущерба, либо наступление иных тяжких последствий, предусматривается штраф в размере до одного миллиона рублей, либо лишение свободы на срок до пяти лет.
Неоднократно выдвигались инициативы об ужесточении наказания. Так, национальный антитеррористический комитет предлагает увеличить ответственность за ложные сообщения о минировании объектов, установив, например, уголовную ответственность для родителей, чьи дети совершили ложный звонок.
Госдума так же выдвигала предложения о повышении уголовной ответственности для «телефонных террористов». Инициатор такого законопроекта, парламентарий Александр Старовойтов предлагает карать за рассматриваемые преступления до пяти лет лишения свободы, а если заведомо ложное сообщение о готовящемся теракте принесло крупный ущерб – виновного будет ждать срок до семи лет тюрьмы.
Однако Правительство не поддержало эту идею. Отрицательный ответ правительственных экспертов объясняется тем, что два года назад 207 статья УК РФ уже изменялась (ее нынешнее состояние), поэтому, «с учетом непродолжительного периода действия данной нормы вывод о неэффективности предусмотренных в настоящее время санкций представляется преждевременным».
Сейчас в правовом сообществе обсуждаются другие варианты борьбы с телефонными террористами. Например, предлагается составлять списки телефонных хулиганов.
Попадание в такой реестр должно приносить серьезные неприятности. Какие именно – вопрос обсуждается. К примеру, сотовые компании смогут вводить на какое-то время повышенные тарифы для шутников, а вузы или работодатели – задумываться, стоит ли держать таких легкомысленных людей в своих стенах.
Эксперты отмечают, что за последнее время телефонный терроризм повзрослел. Если раньше им занимались дети, то теперь подключились и взрослые, судя по всему, не успевшие повзрослеть. Выясняя, кто в основном кроется под маской якобы террориста, психиатры выделяют три типа таких преступников:
1. Психически неустойчивые или паникеры поневоле. Эти граждане с тревожно-мнительным складом могут путем ложных сообщений пытаться компенсировать собственное состояние. Сообщая другим о несуществующей угрозе, они выплескивают внутреннее беспокойство. При этом могут искренне считать, что приносят пользу, а все остальные не проявляют бдительности.
2. Паникеры-циники. В обстановке всеобщей паники и хаоса они видят отличный момент для решения своих проблем. Пример – двоечники, которые пытаются отменить контрольную при помощи телефона. Или опаздывающие пассажиры, «закладывающие» бомбу на вокзалы и в аэропорты, чтобы задержать отправление. Среди циников есть и те, кто испытывает удовлетворение от того, что после их звонка со своих мест снимаются сотни, а то и тысячи людей.
3. Сознательные провокаторы. Они специально пытаются расшатать ситуацию и посеять панику, которая в итоге призвана усыпить нашу бдительность. И пусть Петя со своими волками – из детской сказки, но и в суровой реальности спецслужбы всего мира успешно используют «эффект перегорания»: если общество чем-то сильно обеспокоено, замалчивание только подогреет любопытство. А вот если информацией «перекормить» – неизбежно искомое «выгорание» интереса.
Сейчас найти телефонного террориста для спецслужб особых проблем не составляет. И в отдельных регионах раскрываемость авторов таких звонков – уже 100 %. Но, по статистике, абсолютное большинство из пойманных отделывается только штрафами или условным наказанием.
Рассматривая, каким образом обстоит борьба с телефонным терроризмом в других странах, можно констатировать, что зарубежные власти относятся к этому вопросу крайне строго. Так, в США в большинстве штатов телефонные сообщения с угрозами взрыва квалифицируются как уголовное преступление с минимальным наказанием – год тюрьмы. В зависимости от законов штатов наказание может достигать 20-летнего тюремного срока (например, в Массачусетсе). Помимо этого придется уплатить 50 тыс. долларов и возместить нанесенный сообщением ущерб.
Во Франции срок за звонок о бомбе составит до 10 лет (и не менее года), кроме того, виновный выплатит немалый штраф.
В Китае в год отмечается до двух десятков ложных сообщений о бомбах на борту самолетов. Наказание за них может достигать 5-летнего тюремного срока. Однако в СМИ сейчас идет дискуссия на эту тему, и многие склоняются к американской модели, то есть к более жесткому наказанию.
Российские эксперты считают, что растягивать тюремное наказание до огромных сроков вряд ли правильно, полагая, что 5-7 лет колонии за глупую шутку или брошенное сгоряча слово – вряд ли адекватное наказание. Хотя, бесспорно, такое поведение непростительно.
Согласно статистическим данным, более 90 % сообщений о бомбах – ложные, а большинство реальных инцидентов не предваряются какими-либо звонками.
При этом важно понимать, что такими выходками несознательных граждан наносится моральный вред другим жителям и немалый экономический ущерб стране. В то же время подобные шутки отвлекают спецслужбы от борьбы с реальными террористами.
Поэтому всем, кто надеется ложным звонком безнаказанно решить свою личную проблему или просто «пошутить», нужно иметь ввиду, что без судебной ответственности псевдоминер не останется в любом случае.

 

Национальный центр информационного противодействия терроризму
и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет.

Яндекс.Метрика