ВОЙНА НЕ БЫЛА НЕОЖИДАННОЙ
Время быстротечно, оно словно сжатая пружина, вырываясь наружу, напрягает память, возвращаясь к далёким и одновременно близким судьбоносным событиям, от которых, как тогда в 1999-м, так и теперь, когда в решающую фазу вступила спецоперация на Украине, сжимается сердце, учащённо бьётся пульс.
За свою тысячелетнюю историю дагестанцы никогда ни на кого из своих соседей не нападали, на чужие богатства и земли не зарились и не захватывали их. Дагестан всегда славился хорошими воинами, но, несмотря на свою храбрость, горцы никогда не стремились порабощать чужие народы.
В то же время кто только не мечтал о владычестве над нашими народами, стремился превратить нас в рабов: и арабы, и персы, многочисленные орды кочевников. И каждый раз, когда опасность угрожала одному из наших народов, все остальные приходили ему на помощь, жертвовали многими жизнями своих сыновей во имя свободы и независимости братского народа.
Очень больно и обидно, что в наше цивилизованное время беда пришла в Дагестан с совершенно неожиданной стороны – территории Чечни, с которой нас, дагестанцев, связывает много общего. Мало того, в лихую годину мы помогали друг другу. Но на этот раз разум словно изменил самозваным «освободителям» – связанные узы дружбы и братства наших народов были коварно разрушены мечом, они вторглись на чужую территорию, в чужой дом.
Однако дагестанцы, верные своим многовековым традициям, все как один встали на защиту родной земли. Я горжусь тем, что я дагестанец. Скажу откровенно, для меня эта война не была неожиданностью. Дагестан во все времена был и остаётся в центре внимания так называемых великих держав регионального, континентального, а теперь уже мирового масштаба из-за своего стратегического и геополитического положения на Кавказе. Дагестан не оставляют в покое до тех пор, пока он не станет процветающим. У нас нет сомнения в том, что Россия вернёт себе былую мощь великой державы. В этом спасение Дагестана и его благополучие.
Вскоре в Чечне разразился кризис. Режим Д. Дудаева. Первая чеченская война. Продолжительная блокада в Дагестане. Разгул ваххабизма. И, наконец, вторжение боевиков на территорию нашей республики.
Война в Дагестане началась не в августе 1999-го, а гораздо раньше, когда в самом конце 80-х и в начале 90-х годов в нашей республике появились первые ваххабиты, которые открыто стали пропагандировать чуждые дагестанцам идеи, прежде всего неуважение к старшим, даже родителям. Доверчивым людям они разъясняли свои цели: они борются за «чистый ислам», против «коррумпированной преступной власти», мол, установить порядок в Дагестане возможно только насильственно свергнув существующую власть.
В те годы в Дагестане появились разные общественно-политические объединения: у кумыков «Тенглик», у аварцев «Имам Шамиль»; у лезгин «Садвал», у лакцев «Кази Кумух», у даргинцев «Цадеш». Все эти организации хотели разделить Дагестан на отдельные государства со своими руководителями и столицами. Так, кумыки желали сделать своей столицей Хасавюрт, а у юждаговцев была мечта соединить «Садвал» с Азербайджаном, а столицей нового государства объявить Дербент.
Ветераны партии и другие опытные руководители, за плечами которых были долгие годы работы в госорганах, всеми путями старались сохранить республику в составе России, не дав одержать вверх политикам, преследующим одну цель – оторвать Кавказ от России, превратив его в военный плацдарм для борьбы супердержав.
В те годы Дагестаном руководил Магомедали Магомедович Магомедов, ему пришлось решать все вопросы в рамках закона, чтобы сохранить мир и порядок в республике.
В 1994 году в Дагестане шла напряжённая работа над созданием новой Конституции республики. Принятая после долгих обсуждений Конституция стала основным документом для дагестанцев. Тогда же был сформирован инициированный М. Магомедовым Госсовет республики.
В то непростое время региону пришлось выдержать немало идеологических атак, вооружённых противостояний и нападение международных бандформирований. Именно тогда Дагестан стал цементирующей основой для сохранения и развития многонациональной республики. Дальновидный политик не допустил проникновения во власть представителей националистических движений, напомнив, что они ставят узконациональные интересы выше интересов других народов, а, значит, и всего Дагестана. Для него не было важнее задачи, чем сохранить гражданский мир. И он смог добиться этого, будучи дипломатом высокой пробы, выразителем интересов простых дагестанцев. Именно тогда В.В. Путин сказал о Магомедали Магомедовиче: «Дагестану повезло, без всякого преувеличения, России повезло, что на Кавказе есть такой руководитель в это время. Человек опытный, человек очень чуткий, человек по-настоящему бесстрашный с настоящим мужским характером».
15 июня Магомедали Магомедовичу исполнилось бы 94 года. Образ его в памяти народной со временем всё ярче, всё отчётливее. И от этого ещё дороже. Оценивая его решающую роль в судьбе Дагестана, отдаёшь должное его мудрости, благодаря которой удалось сохранить республику в составе России. Он первым на Северном Кавказе был удостоен звания Героя Труда.
Каждый дагестанец с тревогой переживал события, происходившие в Дагестане в августе-сентябре 1999 года. Тогда международные террористы попытались развязать в Дагестане войну, свергнуть действующую власть и превратить наш горный край в очаг напряжённости, но гнусные планы террористов провалились. В трудную минуту наш народ сплотился и при поддержке России сумел отстоять мир и спокойствие на земле Дагестана. Дагестанцы твёрдо стоят на защите безопасности своего края и России. Немало людей в погонах и простых дагестанцев, жертвуя собой, вместе с воинами Российской армии и сотрудниками силовых ведомств защитили целостность страны в 1999 году. Дагестан принял российского воина как настоящего патриота, своего родного сына, а павших героев оплакивал вместе с их русскими матерями. В трёх зонах – Ботлихской, Новолакской и Кадарской – в этой 45-дневной войне погибли 275, ранения получили 937 военнослужащих федеральных сил, 20 человек потеряло народное ополчение.
В те августовские дни 1999 года весть о подвиге, совершённом молодым парнем, уроженцем села Ансалта Гаджимурадом Курахмаевым облетела всю страну. 11 августа 1999 года вооруженные бандиты оккупировали село Ансалта. Когда боевики пришли в дом Курахмаевых, Гаджимурад, войдя в доверие к террористам, схватил автомат одного из них и расстрелял четверых бандитов, но был убит и сам. За этот подвиг юноше посмертно присвоят звание Героя России. Золотую Звезду вручат его матери и отцу в Кремле. Родителям Гаджимурада Курахмаева Владимир Путин тогда сказал: «Он защитил от врага весь Дагестан, всю Россию – Родину свою».
В Махачкале на пр. Р. Гамзатова перед зданием МВД республики установлен Мемориал Славы в память о 410 сотрудниках дагестанской милиции, погибших при исполнении служебного долга. С каждым годом этот список растёт. Совсем недавно от рук террористов в Махачкале и Дербенте погибли 23 работника полиции.
В тревожные дни августа 1999 года Владимир Путин приезжал в Дагестан, побывал в Ботлихском районе, встречался с воинами, ополченцами, пожелал им успехов в боевых операциях по уничтожению бандформирований.
В год 20-летия победы над бандформированиями Владимир Путин снова посетил Дагестан, погранотряды, встретился с ополченцами, поздравил их с очередной годовщиной разгрома бандформирований.
Сегодня наша страна воюет за безопасность и мирное будущее наших детей. Наши братья в зоне СВО делают всё для того, чтобы поскорее завершилась спецоперация на Украине. Дагестанцы мужественно сражаются с нацистами. 11 наших земляков награждены Золотой Звездой Героя России, многие – орденами и медалями. Народы Дагестана гордятся своими мужественными сыновьями.
фото с сайта Prodji.ru
Абдуллагаджи МАГОМЕДОВ,
ополченец 1999 года.