В ГАРМОНИИ СО СКАЛАМИ

 

Гора, которой наш прославлен край,

Ты не кори меня и не карай.

Ты как частицу своего бессмертья

Для моего надгробья камень дай.

Лоик Шерали

 

5-1Велик и могуч весь Кавказ! Как хорошо отозвался о нем Максим Горький: «Я так горячо люблю эту прекрасную страну, олицетворение красоты и силы, ее горы, окрыленные снегами, долины и ущелья, полные веселого шума быстрые, певучие реки, и ее красивых гордых людей».

 

Кто был в Дагестане, тот должен был заметить, что повсюду в горах разбросаны каменные аулы на пригорках, на зеленых холмах и в долинах, а вот между двумя холмами уютно притулился старинный аул. Над ним нависла скала, трещины которой расшиты цветными мхами. Если подняться выше на гребни гор и к обветренным утесам, то и там увидим расположенные ступенями дома аулов. Это и есть Дагестан!

Горы Дагестана… Как тут красиво! Во всем чувствуется скрытая сила.

Горы для горца – это самые величественные и таинственные, самые поэтичные и недоступные создания. А сколько же веков они простояли! Сколько они видели горя и радости! Но они же учат и мудрости, и мужеству, и верности, и самоотверженности, и любви к родному краю.

Я был ребенком, когда оказался в одном из дагестанских аулов. Тогда я впервые увидел этот прекрасный окружающий  мир, это яркое сияние солнца, веселое журчание родников с чистой прозрачной водой, склоны гор, украшенные разноцветьем. Мир и покой!

Страна гор… Это ее величественные хребты и вершины, ее узкие ущелья, перевальные дороги и тропки, которые говорят о гостеприимстве горцев и их широких душах, а горделивая стать горцев определяет характер и быт дагестанцев.

Дагестан, по моим наблюдениям ( а я бывал почти во всех даргинских районах), располагает богатым и разнообразным ресурсным потенциалом в развитии садоводства, животноводства, народных промыслов и горного туризма.

Кто-то может очернить гордое звание «Горец», подобрав к нему самое отрицательное определение, как это было в прошлом. Я скажу: «Нет!» Я видел людей, которые не на словах, а на деле проявляли и проявляют сегодня свою любовь к дарованным нам природой богатствам, не теряя своего высокого достоинства жителя гор.

В Сергокалинском районе, где я рос, учился и работал, протянулось ущелье Ая-кака, похожее на природный парк. Когда едешь в сторону села Дегва и других населенных пунктов, то этот горный край впечатляет своими отвесными скалами и ущельями. Так и кажется, что здесь когда-то протекала мощная горная река, которая и образовала этот каньон за миллионы лет.

Солнце, ветры, дожди и сегодня продолжают  лепить стены каньона, образуя причудливые и фантастические по красоте виды горных пород – скальных образований. Удивительные очертания гор, их величие и красота очаровывают. В этой красоте гор великолепие и неповторимость. И на тебя находит стих:

Дагестан, – ты священная тайна,

Что хранится в тех недрах вершин.

А народ твой достаточно славный,

Хоть живет он средь узких лощин.

Село Дегва окутано как будто этой бесконечной чередой манящих к себе гор.

Хорошо сказал о душевной гармонии человека и земли народный писатель Дагестана Ахмед-хан Абу-Бакар: «Нет человека без земли и земли нет без человека, потому что некому без него восхищаться всем тем, что на ней есть».  Этой красотой может восхищаться только человек, любящий свое Отечество, свои горы – это настоящий горец, в котором сочетаются черты вдумчивого воспитателя и с детства глубокое знание и почтение к горским традициям, уважительное отношение к старшим и женщине-горянке: матери, сестре, жене. Т.е. человеческая сущность более всего проявляется в отношении к своим близким, семье.

Таким я вижу своего армейского друга Гасанхана Омарова из Дегва, с которым служил с 1954 по 1957 годы в рядах Советской Армии в ГДР.

Гасанхан – настоящий горец, в самом высоком смысле этого слова, прекрасный семьянин, жизнелюбивый, умеющий жить и радоваться жизни. Простота и достоинство – главные черты его характера. Справедливый, с открытой душой, человек слова и дела. Наши встречи с ним всегда оставляли дорогие сердцу воспоминания.

Поэзия… Какое бы стихотворение дагестанского поэта ни прочтешь, в нем обязательно присутствует любовно написанный образ гор.

У Расула Гамзатова: «А в дали в молчанье стовековом горы, глядя на шумливый люд, замерли, печальны и суровы, словно жить всего им пять минут».

Для лезгинского поэта Алирзы Саидова горы одушевленный предмет: они тоже приветствуют Победу 9 мая 1945 года: «Папахи снеговья сняли горы, воздав почет красавице весне».

Одушевляет горы и даргинская поэтесса Аминат Абдулманапова, говоря о горной воде: «Из сердца гор она берет начало. Негромко песню начинает петь».

Кумыкский поэт А. Сулейманов в своих стихах передает радость: «Я радуюсь, что есть на свете люди, похожие на гребни мощных гор. Они упорно разрезают грудью бушующий буранами простор».

Для лакского поэта Юсупа  Хаппалаева горы – это родина, где родился. Он воспевает народную песню, говоря: «Она летит, как птица, на простор. Она в сердцах, как на горах, гнездится, в ней и судьба моих родимых гор, и земляков давно ушедших лица».

В словах «Песни о чабане» Р. Капиева на музыку Мурада Кажлаева мы слышим такое признание: «В горах спросите вы, кто знатен и богат, желанней и милей, вы девушек спросите. И скажут все: «Чабан», и подтвердят стократ: «Чабан – степей и гор отважный покоритель».

Арабский поэт Ибн Хафаджа  в стихах «Горы» описывает их величие, называя величавыми, гордыми кряжами, а вершины отвесными, воздвигающими ветру преграду. Молчаливые  звезды сидят на хребте у пустыни точно в раздумьях о судьбе вселенной, а проходящие тучи венчают их черной чалмой. И вот однажды горы доверились поэту в ночи впервые, говоря ему о том, что сколько раз душегуб и грабитель находил пристанище здесь, сколько странников они прикрывали в полуденный зной, а вихри секли их склоны в свирепом напоре, луна погружала их в зеленое море, а горные ручьи это их слез теченье.

Горы Дагестана какие-то особые… Они, как люди, тоже могут радоваться и огорчаться, бывают красивые и не очень, грустные и веселые, ну точно похожи на людей. Нет, не внешне, а тем о чем говорят и на что жалуются. К тому же они всегда готовы подставить свое плечо любому из нас, кто в этом нуждается.

Мало кто сегодня за ними ухаживает. Лес на этих горах растет  как придется. Некоторые деревья валятся от ветра, любой может подойти, сломать ветку, а они терпеливо все сносят и продолжают жить, надеясь на лучшее.

Горы нуждаются в защите, не любят грязных рук и всякий мусор. У них «болят» рубцы от необдуманного вмешательства человека.

Горы и люди. И тем и другим надо жить, переносить все тяготы бытия. Людям – удары и «подарки» судьбы, а горам – все капризы природы и «плоды» человеческой деятельности.

В записной книжке профессора Расула Магомедова есть строки из статьи русского военного человека 18 века. Лезгинами, оказывается, тогда называли всех дагестанцев: «Лезгин серьезен, положителен, постоянно занят устройством своего быта. Эта черта их характера как то не ладится с известною их воинственностью. Лезгины воинственны, но о них нельзя сказать, что они были войнолюбивы».

Но горы свои они защищать умели. Так, например, горы Гуниба воевали за свободу своей земли 25 лет. Как не воспеть в стихах патриотизм и единство такого народа:

Единством народов на веки сильны

Гордые люди – горной страны.

Кто усомнился, забыв тот призыв?

Люди в горах – вы сильнее грозы.

Земля Дагестана! Я люблю твои горы, грандиозно вздыбленные ввысь своими сверкающими вершинами, твои реки, рождающиеся из ледников, несущие лугам и равнинам прохладу.

Горы Дагестана! Вы как родник животворный, а жизнь здесь неизменно в цвету.

Виктор ПОЛУНИН.

Яндекс.Метрика