ЧТОБЫ НЕ ПОМЕРКЛО НАШЕ СОЛНЦЕ В НЕБЕ!

 

7 0«Страшно знать, но не знать еще страшнее …» – это слова главной героини постановки «В ту ночь, готовясь умирать …» по пьесе драматурга Елены Хамидулиной. Тридцатилетию Победы в Великой Отечественной войне и памяти тех, кто отдал жизнь за свободу и честь Родины, посвятил народный писатель Дагестана Ахмедхан Абу-Бакар свою проникновенную повесть. А совсем недавно, 13 декабря, в малом зале Даргинского музыкально-драматического театра им. Омарла Батырая в рамках акции «Театральная ночь» и в честь открытия Года театра в России состоялась премьера одноименного спектакля.

 

Что может быть страшнее войны? Только смерть. А когда они неразрывно связаны – становится страшно вдвойне. Война – одно слово из пяти букв, но сколько в нем боли, горести, страданий, слез и сломанных людских судеб! По сценарию показаны эпизоды из жизни простых солдат Великой Отечественной войны, их семей, родных, близких и друзей, для которых судьба уготовила непростое испытание. Спустя 30 лет они получают фронтовые письма, которые, несомненно, являются настоящим сокровищем для родных! И в каждом отдельном случае пожелтевший от времени треугольник – письмо, не дошедшее в свое время до адресата, становилось средством раскрытия правды, которую долгие годы хранила родная земля и безжалостное время, неумолимо бежавшее вперед.

7 7А началось все с того, что ребята из бригады монтажников, что протягивали высоковольтную линию в аулы Верхнего Хребта, начали копать ямы для опор и нашли железный ящик, оставленный качагами (предателями), в котором хранились фронтовые письма.

«Добрую весть» о находке принес председатель сельсовета Ника-Рабадан (заслуженный артист РД Гасанкади Рабаданов). И неслучайно спешил он показать эти письма своей давней знакомой Сибхат Карчига (заслуженная артистка РД Рашидат Исмаилова). В годы войны Сибхат была командиром женского истребительного отряда, а затем работала лесничим. «Это не женщина, это – кремень! Ее даже фашисты боялись в свое время. Ей бы не платок носить, а папаху» – так описывается образ мужественной женщины-горянки.

Война оставила свой глубокий отпечаток и в ее судьбе: Сибхат проводила на войну мужа и двух сыновей-близнецов, и никто из них не вернулся. Увидев письма из прошлого, главная героиня сразу же вспоминает о своей неуемной боли и решается доставить весточки по адресам.

Председатель пытался ее остановить, ссылаясь на то, что с этими письмами придется ездить по всему Дагестану. Но женщина ответила твердо: «Ну и пусть! А вдруг родные все еще ждут? Как я жду …». При этом в решении Сибхат была доля сомнения: «А точно ли обрадуются те, кому не дошли эти письма в срок? Ведь теперь письмом с того света жизнь уже не исправить!». В таких раздумьях отправилась она по делам давно минувших дней в нелегкий, долгий путь.

Для тех, кто давно не был в театре, напоминаю: режиссер не пользуется вымышленной машиной времени, чтобы из настоящего переместить актеров и зрителей в прошлое. Свет медленно приглушается, как бы создавая другое временное пространство, отдаленно слышны чеканные шаги солдат, уходящих строем на войну. И вот что видит публика.

7 6Действие на сцене начинается с сообщения по радио диктора Юрия Левитана о начале войны. На звуки его тревожного голоса постепенно со всех сторон сцены выходят люди. Они прислушиваются, испуганно переговариваясь друг с другом. Но, как известно из истории, когда враг стоит у ворот, и злобная фашистская гадина ходит по родной земле, негоже горцам отсиживаться по домам. Тут же молодые парни-ополченцы (главные герои писем) получают винтовки, прощаются с близкими и уходят в свой, как оказалось, последний бой.

Алибек Мазгаров (артист Амирбек Батиров). Нелегкая выпала ему доля: будучи на войне он получает письмо от своего отца Хамзата (заслуженный артист РФ Саид Алибеков). После смерти жены тот овдовел и сам не мог заменить мать четверым своим младшим детям. Поэтому привел в дом в качестве невесты и будущей жены сына соседку Ашуру (артистка Лейла Магандалиева), которая с детства была влюблена в Алибека. Но он, будучи курсантом пограничного училища, полюбил русскую девушку Светлану, поэтому пишет Ашуре письмо, в котором осуждает поступок отца и просит прощения у девушки:

7 1«Отец мой писал, что ты живешь у нас, что ты вошла в нашу саклю как моя невеста. Я могу понять отца, зачем и для чего он это сделал. Но я очень хочу, чтобы и вы с отцом поняли меня. Соседка, милая моя Ашура, прости меня, если я нанесу тебе обиду, но я хочу сказать правду. У меня есть девушка, она живет в городе… Отец мой поступил опрометчиво. Он не имел права поступать так, не спросив меня. Пожалуйста, не обижайся на меня, постарайся понять. Считай меня старшим братом, а я буду гордиться такой сестрой, как ты, и никогда в обиду тебя не дам! Прости меня, сестричка Ашура. И отца моего прости. Я ему написал такое же письмо, и он поймет меня. С самыми добрыми пожеланиями, верный тебе брат Алибек».

7 9Алибек Мазгаров погиб в селе Замошье на Смоленщине в неравной схватке с карателями, защищая партизанский обоз. Ашура так и не прочла последнего письма Алибека. Она умерла в почтенном возрасте, окруженная любящими детьми и внуками. Спустя  30 лет, когда Сибхат принесла в их дом письмо старшего брата, они искренне удивились, узнав, что преданная девушка не была ему даже невестой. Но Ашура все-таки дождалась своего Алибека: одиннадцатого внука в ее большой семье назвали именно так.

В спектакле с судьбой Алибека Мазгарова переплетается судьба следующего солдата Хартума (артист Ислам Гасанов), потому как они с Алибеком были уроженцами хутора под названием Кара-Махи. Но его история совсем другая.

Парень, рано потеряв отца, стал писать стихи. В их доме снимал комнату и жил учитель Хасбулат (заслуженный артист РД Мухтар Нухов), а про овдовевшую Рабият – мать Хартума (заслуженная артистка РД Саният Каримова) в селе стали ходить слухи, что она таким образом пытается забыть мужа. Хасбулат на самом деле был влюблен в женщину, но та, боясь неодобрения сына, отказала ухажеру.

Перед тем как получить повестку на фронт, у Хартума и Хасбулата происходит непростой разговор, но в итоге учитель смог завоевать сердце юного поэта. Сын ушел на войну, а Рабият с учителем, так и не дождавшись письма от Хартума, поженились. А когда пришла похоронка на него, Рабият испытала глубокое чувство вины. С этим чувством вперемешку с большим горем она и прожила всю жизнь. Через 30 лет Сибхат постучалась в их дом с письмом от сына. Хартум писал:

7 2«Здравствуй, учитель мой! Я все вспоминаю тебя и думаю о тебе. Ведь ты был первым, кому я доверил свою тайну, и твои добрые слова вдохнули в меня сто новых жизней, одну прекрасней другой. Ты помог мне увидеть из маленького окна горской сакли весь мир людей, с его сложностью и несовершенством. А здесь я вижу каждый день две грани мира: ночь и день, тень и свет, зло и добро, падение и взлет. Мне недосуг здесь писать стихи. Но, учитель мой, я ничуть не сожалею об этом. Пусть я не стал поэтом, но я боец за справедливое, за великое наше дело.

Скажу тебе правду, учитель мой. Я был несправедлив к тебе. Я даже собирался тебя убить. Но благодаря тебе  понял, что несправедлив к тебе и к своей матери. Ты любил и любишь мою мать, и я за это хотел убить тебя. Какой же я был глупец, желая смерти своему хорошему, родному человеку. Убивать надо фашистов, чтобы не померкло наше солнце в небе. И я это делаю здесь, на войне…

Я тебя прошу, учитель, не дай моей бедной матери остаться одинокой. Короткое у нее было счастье. Так возврати ты ей радость, ощущение жизни. Я надеюсь встретить вас вместе, когда вернусь домой!»

Не знал бедный Хартум, что это было его последнее письмо. Он героически погиб на берегу Таганрогского залива в районе Морского Чулека после того, как сбил из противотанкового ружья немецкий бомбардировщик «Хейнкель-111».

Затем Сибхат отправилась в Сирбукинский район на поиски сына-бойца Али-Булата Сурхаева (артист Гасан Иминов), но тот уже давно уехал в Москву. Женщину встретили сельчане Исмаил (заслуженный артист РД Абдулла Ризванов) и лучший друг Али-Булата Нур-Мухамад (артист Нурбаганд Идрисов). Лишь один нерешенный вопрос мучил его все эти годы, и письмо, как оказалось, было жизненно необходимо именно Нур-Мухамаду.

Накануне начала войны в колхозе обнаружилась недостача двух коров и одиннадцати овец. Нур-Мухамад тогда заведовал приемным пунктом: сам считал все поголовье и ставил метки на животных, сам всех пересчитывал, только последнее стадо не стал пересчитывать. Его пригнал с гор верный друг Али-Булат, о котором он не мог подумать плохо. Так совпало, что Али-Булата забрали на фронт. Он был смертельно ранен при отражении танковой атаки противника северо-западнее Сталинграда, умер в госпитале.

В это время вина пала на Нур-Мухамада, его осудили. Жена ушла, не желая быть в родстве с вором. За усердную работу осужденный был досрочно освобожден, мужчину отправили на фронт. После войны долго скитался с клеймом врага народа и мучавшими его сомнениями, которые спустя 30 лет были, наконец, развеяны письмом, принесенным Сибхат. В нем говорится:

7 3«Нет ничего тяжелее для человека, чем испытывать угрызения совести, как это происходит сейчас со мной здесь, в этом сыром окопе. Мне стыдно перед собой, стыдно перед вами, стыдно признаться, и вряд ли бы я признался, не будь этой бумаги. Но я это делаю сейчас, глядя смерти в глаза. Знайте, я проявил малодушие, и это обернулось подлостью с моей стороны по отношению к честному, верному человеку. Я воспользовался его доверием  и бессовестно обманул его.

Этот человек – Таимхала Нур-Махамад, человек, с которым я с детства делил нужду и черствый ломоть чурека … Мне было поручено перегнать скот по госпоставкам до приемного пункта, где работал Нур-Махамад. По пути, когда я остановился в Азизла-Иниц, мой спутник сбежал, угнав с собой двух коров и двенадцать овец.

Я был беден, откуда мне взять такое добро? Я перепугался. И я очень боялся, что Нур-Махамад не примет скот с такой потерей, но он оказался в добром настроении и, не посчитав, велел направить скот прямо в загон.

Я срочно вернулся в аул в надежде продать саклю и собрать деньги, чтоб купить скот и вернуть, но мать нашел больную, а за саклю не давали и половины нужных денег. Думал, как-нибудь обойдется, у Нур-Махамада такой авторитет…

Тысяча смертей на мою голову, что я оказался таким слабым и ничтожным – какой позор! Возможно, следствие еще не окончилось, отнесите это письмо к следователю. Пусть снимут вину с невиновного. А как только закончится война, я сам предстану перед судом.

Ваш любящий муж и отец Али-Булат».

Не спешила Сибхат покидать Сирбукинский район, потому как следующее письмо было адресовано местному судье по имени Ливинд Абдуллаевич (заслуженный артист РД Магомедшамиль Шамилов). Эффект от прочтения письма был ошеломляющий: его отец Ахмедов Абдулла (звукооператор Баганд Вагабов), 30 лет назад погибший на фронте, раскрыл в письме семейную тайну. Вот что он пишет своей ныне покойной жене, матери Ливинда:

7 4«А теперь, Милайсат, приготовься услышать от меня самое, может быть, неприятное, но я не могу не сказать тебе об этом, – я хочу, чтобы между нами было все ясно и чисто. Не суди меня жестоко, было это гораздо раньше, чем узнал я тебя. Я давно хотел тебе признаться в этом, но что-то удерживало меня. Я уверен, что ты простишь меня. Я хочу тебе сказать, что у нашего сына есть еще старший братишка. Эта женщина живет в ауле Дибгали, где я в молодости работал пастухом и жил у нее в сакле. Она была вдовой. Она хотела иметь детей, чтобы не быть одинокой, она просила дать ей это счастье. И родила от меня сына. Ее звать Исайхала Разья, а сына, как это я узнал позже, она назвала Хала-Бахмудом. Он и есть старший брат нашего Ливинда. 7 5Пожалуйста, ты узнай о них, как они живут, им, я знаю, труднее, чем тебе, помоги им, чем сможешь. Только прошу не сердись, родная Милайсат. прости меня, если я был с тобой в чем-нибудь груб… Честное слово, не такой уж я мальчишка, а все старался быть похожим на других, этаким носящим папаху  мужчиной, горцем, мол, жена должна знать свое место у очага… Глупо, ой, как все это глупо, просто стыдно. Ты все мне дала, и любовь, и счастье, ты мне сына родила, а я, как последний идиот, пыжился, мнил себя этаким деспотом-мужем – как же, горец. Тьфу! Прости меня, тысячу раз прошу – прости, я готов стать перед тобой на колени, готов целовать следы твоих ног!

Милайсат, ты продай мою бухарскую папаху, мою бурку, продай кинжал и поделись с Разья. Не жалей ничего. Самое высшее благо для человека на земле, как я стал понимать, это мирное небо над головой. А я вернусь, и бог даст… Обнимаю тебя, родная моя. Твой муж Абдулла».

Не знали братья, что их отец героически погиб: зажав в зубах концы провода, он восстановил связь с командным пунктом. Но еще одна не менее важная миссия, пусть и не так вскоре как он желал, была выполнена: не забрал с собой в могилу Абдулла семейную тайну и Ливинд, спустя 30 лет, нашел своего старшего брата Хала-Бахмуда (артист Минатулла Гусенов).

Дальше путь Сибхат Карчига лежал в селение Кассагу, куда пришло письмо родителям Алибекова Хаджи-Мурата (артист Абдусамад Алиев) от жены солдата. В нем она пишет об их истории любви и о том, что в Саранске у них есть их внук, полный тезка сына.

Счастливый конец – всему делу венец! Потому как спектакль завершается на позитивной ноте – семья воссоединилась пусть и спустя 30 лет. Удивительно тонко артистам театра и режиссеру удалось показать на сцене тяжелые судьбы людей, передать как свою боль, так и боль героев, и в то же время иронию и юмор. Многие уходили с премьеры спектакля со слезами на глазах, ведь военная тематика не может не затронуть самые потаенные струны души. 

7 8Думаю, зрители согласятся, что интрига в повести Ахмедхана Абу-Бакара настолько запутана, что, несмотря на встречающиеся подсказки, невероятно сложно угадать дорогу, по которой пойдет сюжет. Хочется отметить минимализм в декорациях, но только не в эмоциях и чувствах героев постановки. В оформлении сцены использованы лишь приглушенные темные оттенки, но неординарные герои в исполнении артистов театра заметно оживляли картину происходящего. А развязка, на которую была возложена огромная миссия, не разочаровывает, а наоборот, дает возможность для дальнейших размышлений зрителей.

7 107 11Хочется закончить статью о глубокой и невероятно захватывающей работе режиссера-постановщика – заслуженного деятеля искусств КБР Владимира Теуважукова словами главной героини: «Ум мой это понимает, а вот сердце принять не хочет». На плечи многих война легла страшным грузом, а кого-то и вообще прижала прямо к земле. Каждый вправе делать свои выводы из увиденного спектакля, но по задумке режиссера люди должны надеяться, верить, искать и ждать до последнего. Военную же тематику пьесы можно передать одним очень емким предложением: «Нужно бороться с врагом, чтобы не померкло наше солнце в небе».

Но лучше, конечно, чтобы не было войны нигде и никогда!

Маргарита АРСЛАНБЕКОВА,

специалист по связям с общественностью

Даргинского музыкально-драматического

театра им. Омарла Батырая.

Яндекс.Метрика