БЕССМЕРТНАЯ КОМЕДИЯ «РЕВИЗОР» 

НА СЦЕНЕ ДАРГИНСКОГО ТЕАТРА

 

10 2«В «Ревизоре» я решил собрать всё дурное в России, какое я тогда знал, всё несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Но это, как известно, произвело потрясающее действие. Сквозь смех, который ещё во мне не проявлялся в такой силе, читатель услышал грусть».

Н.В. Гоголь. Авторская исповедь.

 

Эта знаменитая и вечно современная комедия Гоголя 13 ноября была показана на сцене Даргинского театра им. О. Батырая в исполнении труппы Лакского государственного музыкально-драматического театра им. Эфенди Капиева в рамках Национального проекта «Культура» (Творческие люди), проводимого при поддержке Министерства культуры Республики Дагестан.

Так как данное произведение включено в вузовские и школьные программы, а сам национальный проект «Культура» (Творческие люди) направлен на приобщение школьников к классическому репертуару, зрителями спектакля стали в основном ученики и студенты  образовательных учреждений Избербаша.

Объединение усилий школ и театра позволяет не только расширить границы культурно-образовательного пространства, но и способствует росту эстетического вкуса, расширению мировоззрения, определению ценностных ориентиров и высоких нравственных качеств у школьников. Вместе с тем, проект может способствовать более глубокому освоению учебной программы по литературе путем обсуждения и написания сочинений по просмотренному спектаклю.

Стоит отметить, что в рамках проекта спектакль уже показали в Дербенте и столице Кабардино-Балкарской Республики – Нальчике. Планируется показ в Хасавюрте и Грозном.

Перед началом спектакля перед педагогами и учащимися выступил художественный руководитель Даргинского театра Мустафа Ибрагимов. Он рассказал, что Даргинский и Лакский театры работают в тесном  сотрудничестве, которое продолжается уже много лет и включает обменные гастроли, совместные проекты и участие в фестивалях.  Главный режиссер напомнил, что выдающийся дагестанский писатель, литературовед, публицист, поэт-переводчик Эффенди Капиев, чье имя носит Лакский музыкально-драматический театр,  и его жена Наталья Капиева перевели и выпустили книгу стихов великого даргинского поэта Омарла Батырая.

Мустафа Абдиевич пожелал зрителям приятного и глубокомысленного просмотра спектакля и представил Магомеда Гусейнова, исполнительного директора Лакского театра. 

««Ревизор» – безусловно, бессмертное произведение, – обращаясь к юным зрителям, сказал Магомед Гусейнов. – Это самая злободневная пьеса, которая и сейчас, в двадцать первом веке, имеет небывалую актуальность. И мы, читая комедию Николая Васильевича Гоголя, также смеемся над ней, как и его современники. Это великолепное произведение не может оставить равнодушным никого».

Затем на сцене началось двухчасовое действо. Постановка комедии была выдержана в классическом стиле. Творческий коллектив спектакля следует замыслу автора, его «духу и букве». «Ревизор» – это яркие характеры, искрометный юмор, беспощадная сатира. Это некое зеркало – как времени прошедшего, так и настоящего. Здесь вскрывается масштабный пласт российской действительности: государственная власть, образование, суд, полиция. Режиссер-постановщик – народный артист ЧР и РФ Руслан Хакишев, следуя за Гоголем, высвечивает и высмеивает неприглядные, но вневременные черты общественной жизни.

Все образы чиновников на сцене вызывают и жалость, и неприязнь одновременно. Заслуженный артист РД Магомед Сурхатилов в роли Городничего и Народный артист РД Аслан Магомедов  в роли Хлестакова  – настоящие удачи спектакля.

Каким только не представал Городничий в сотнях театральных постановок раньше: у кого-то получался примитивным и грубым, лебезящим перед начальством самодуром, у других – хитрым и изворотливым мошенником, у третьих – чуть ли не жертвой обстоятельств, которому так и хочется посочувствовать. Городничий в исполнении Магомеда Сурхатилова  вобрал в себя практически все. Он и смешон, и противен, и одновременно даже трогателен и трагичен в своем слепом заблуждении.

Иван Александрович Хлестаков Аслана Магомедова – безупречное попадание в роль. Он очень  пластичен, фактурен, его игра создавала впечатление, что именно с него и был написан образ Хлестакова. Что до простодушия, чистосердечия, необходимых актеру, исполняющему роль Хлестакова, то и эти качества в игре Аслана Магомедова  демонстрируются в избытке.

Присутствующие на спектакле студенты и ученики с большим интересом наблюдали за действиями спектакля. Надо отдать должное артистам – удивить, порадовать и затронуть юного своего зрителя им удалось.

Благодаря стараниям театральной труппы у всех пришедших на спектакль  появилась хорошая возможность вновь задуматься о нравах сегодняшнего дня, а также получить огромное удовольствие от замечательной постановки, которая, несомненно, запомнится зрителю надолго.

Текст Гоголя давно разошелся на цитаты, а имена персонажей стали нарицательными. Но придя в театр, было так приятно услышать гоголевские слова со сцены, поразиться тому, насколько они правдивы и всевременны. А еще убедиться в том, что «Ревизор» – не только одна из самых хрестоматийных пьес, но и одна из самых смешных! 

Анастасия МАЗГАРОВА.