ЛЮБОВЬ К ТЕАТРУ ЗАЖИГАЕТ ОГОНЬ В СЕРДЦАХ ЛЮДЕЙ

 

9 1Талант – нечто таинственное. Когда все будут знать про Землю, про её прошлое и будущее, когда все будут знать про Солнце и Звёзды, про Огонь и Цветы, когда все будут знать всё даже про Человека, – в последнюю очередь всё-таки узнают, что такое талант, откуда он берётся, где помещается и почему он достанется именному этому человеку, а не другому. Талант, вселяясь в человека, не спрашивает ни о величине государства, в котором живёт человек, ни о численности народа. Приход его всегда редок, неожидан и поэтому удивителен, как блеск молнии, как радуга в небе или дождь в омертвевшей от зноя и уже не ждущей влаги пустыне.

Расул Гамзатов

 

Даргинский театр был создан 12 сентября 1961 года на базе актёрской группы выпускников Ереванского художественно-театрального института.  За время существования этого уникального театра на его сцене было поставлено более сотни спектаклей по пьесам русской и зарубежной классики, современных российских и национальных, дагестанских драматургов.

Режиссёры и актёры Даргинского театра сами себе драматурги, обладающие великолепным запасом жизненных наблюдений, чувством сцены, со своей стилистикой, со своим оригинальным художественным мышлением и своей крепкой профессиональной школой. В театре работает целое созвездие талантливых артистов, но должное нужно отдать именно первому поколению актеров, которые принесли на сцену богатство народного искусства, особенное восприятие мира, свое понимание героического и лирического жанра, пластику народного танца, внутреннюю музыкальность.  К этому поколению относилась и  одна из самых ярких артисток театра – Сапият  Абдулмуслимовна Абдулмуслимова.

Она была рождена для сцены, театра, музыки, танца. А Даргинский театр стал  для нее школой жизни, ее родным домом.

Все спектакли с участием Сапият Абдулмуслимовой проходили с подлинным триумфом,  как в республике, так и за её пределами. Её благородный пафос, нравственная чистота, любовь к человеку и к жизни покоряли сердца и умы зрителя.

Сапият Абдулмуслимова родилась в послевоенные годы, в первый день весны, в селении Аялакаб Левашинского района. Её родители Абдулмуслим и Хамис Османовы были уважаемыми людьми района, настоящими тружениками. Мама Хамис гордо носила высокое звание «Матери героини», она родила и воспитала десять детей – шесть дочерей и четверых сыновей: Рабият, Перзият, Мусу, Сапият, Сабият, Асият, Шапи, Арсланбека, Умусият и Нурмагомеда.

Четверо детей семьи Османовых пели с детства и принимали активное участие в художественной самодеятельности. Песни в их исполнении звучали по радио, и родители очень радовались, когда слышали родные голоса,  и с нетерпением ждали передачи с участием своих детей.

Сапият Абдулмуслимова до 3-х лет училась в селении Девга, затем в школе-интернате горянок в с. Маджалис Кайтагского района. Последние годы обучения  прошли в школе с. Мекеги, после окончания которой девушка  поступила в Сергокалинское педучилище.

Когда сестра Сабият и зять Магомед Запиров решили поехать на учебу в Ереванский театральный институт, они предложили отправиться с ними и Сапият, желая, чтобы она развивала присущий ей талант. Недолго думая, девушка согласилась, забрав документы из педучилища.  С 1965 г. по 1969 г. она училась Театральном институте г. Еревана, а государственные экзамены по традиции института сдавала в столице нашей республики.

В театральном институте начинающих артистов обучали сценическому мастерству, движениям и умению держаться на сцене, иностранным языкам. Талантливую студентку во всем поддерживал Нариман Алиев (режиссёр-постановщик, Народный артист Республики Дагестан, лауреат премии им. Г. Цадасы), он учил её сценической речи.  После окончания института жизнь Сапият Абдулмуслимовой была неразрывно связана с Даргинским театром.

В новом тысячелетии, 12 апреля 2002 года, состоялось знаменательное событие в жизни не только Избербаша, но и всего Дагестана – администрация города и руководство республики преподнесли огромный подарок всей творческой интеллигенции – новое  реконструированное здание Даргинского театра, оснащенное современным сценическим оборудованием. Этот день стал памятным и для Сапият Абдулмуслимовой. Она была удостоена высокого звания «Народный артист Республики Дагестан». Для нее награда стала  личной жизненной победой.

В день открытия театра  Избербаш посетили высокие официальные лица республики – Председатель Госсовета Республики Дагестан Магомедали Магомедов, Председатель Народного Собрания РД Муху Алиев, Председатель Правительства РД Хизри Шихсаидов.  Их приезд стал признанием созидательного труда руководства города, всех избербашцев, направленного на социально-экономическое развитие и процветание города.

Когда Сапият Абдулмуслимовой было присвоено звание «Народный артист Дагестана», за кулисами  ее крепкими рукопожатиями поздравили высокие гости. А Председатель Госсовета Магомедали Магомедов отметил: «Ты наша видная, мужественная, любимая актриса, желаю счастья, чтобы и впредь радовала людей». Сапият очень скромно опустила голову.

В творчестве актера большое значение имеет масштабность таланта. Он у Сапият Абдулмуслимовой, как всякий крупный, истинно народный талант, был близок и понятен всем и радовал всех.  Народная артистка  по праву заслужила народное призвание, огромную любовь зрителя, ее знали далеко за пределами Дагестана. Каждая ее встреча со зрителем  была радостным волнением, и зритель по достоинству оценивал темпераментное, жизнерадостное творчество, ее роли вызывали волнующие отклики. У Народной артистки Дагестана было большое человеческое сердце, именно бескорыстный нелегкий труд актера помогал ей по-настоящему обретать большую безмерную радость сцены. Зрители были ее самыми большими друзьями. Верные. Искренние. Горячие.

Она никогда не обманывала их нетерпеливое ожидание. Исполняя популярные даргинские песни, она оставалась актрисой. Неподдельная искренность, особая внутренняя окрылённость были свойственны ее лирическим ролям. Большое жизнелюбие актрисы наполняло роли светлым оптимизмом. Она умела чередовать роли лирических героинь с острохарактерными, а иногда гротесковыми фигурами всякого рода закосневших в своем мракобесии знахарок, ожиревших от тупости мещанок и просто глуповатых кумушек и сплетниц. Её роли являлись как бы синтезом лирической и комедийной сторон ее дарования. Актриса пользовалась яркими комедийными ролями, приемами, вызывающими дружный смех зрительного зала.  Иной раз спокойно написанная роль одной краской в исполнении  Сапият Абдулмуслимовой выходила яркой, значительной и очень органичной, ее роли приобретали совершенно неожиданную глубину, законченность, изящество и очарование.

В её ролях органично переплетались девичье лукавство, трогательная непосредственность, увлекательный юмор, она на сцене кокетлива, простодушна, сложна и легкомысленна, драматична, высокомерна, добра, своенравна, может свою героиню через испытания трудные привести к радости, победе, любви.

В её репертуаре были роли и старых и молодых, их, разумеется, не спутаешь друг с другом, но сочно сыгранные роли завораживали зрителя. И как бы не перевоплощалась актриса, всегда чувствовалось, что она переживает на сцене ни с чем несравнимую заразительную радость творчества.

Зримые черты её мастерства проступали в нашу повседневную жизнь. Роль её творчества в воспитании молодого поколения артистов неизмеримо возрастала. Молодые актеры Даргинского театра всегда могли полагаться на помощь и поддержку Сапият Абдулмуслимовой, они учились у нее сценическому мастерству, перенимали ее самобытный и профессиональный опыт. Ее призвание было в том, чтобы молодые актеры поднимали идейно-художественный уровень своего творчества, были активными помощниками в пропаганде принципов нравственности, культуры, преемственности поколений, в формировании хорошего эстетического мастерства.

Актриса проживала на сцене разные эпохи и культуры, жизнь разную настолько, что не находишь в ней никаких «мостиков», никаких связывающих нитей. Но входила она в эту жизнь свободно и органично, будто к себе домой, в свою квартиру по ул. Мира № 6.

Она была замечательной женщиной, матерью, сестрой, дочерью, хозяйкой. Когда видела, что человеку надо помочь, она бросала все домашние дела, проявляя свои неизменные качества: отзывчивое сердце, энергичную, эмоциональную и настойчивую натуру.

Она воспитала замечательных детей Магомеда и Розу.  Магомед – выпускник физкультурного отделения ДГПУ и Санкт-Петербургского университета МВД России имеет звание «Заслуженный тренер России», является Президентом Федерации кикбоксинга Дагестана, 1-м заместителем Президента Федерации кикбоксинга России. Об его спортивных успехах и бескорыстной спонсорской деятельности наслышаны многие, об этом  часто рассказывают  республиканские и местные СМИ.  Он тренирует более сотни ребят,  в числе его учеников есть и те, кто не только на республиканских, российских, но и  на мировых соревнованиях занимал высшую ступень пьедестала, прославляя  Избербаш, Дагестан и всю Россию. Сапият  очень гордилась своим сыном.

Дочь Роза окончила экономический факультет ДГУ с красным дипломом, работала в системе управления торговли, в муниципальном предприятии «Тепловые сети», сейчас занимается бизнесом.

Сапият Абдулмуслимова дала детям не только высшее образование, но  и достойное воспитание, она научила их быть отзывчивыми, ответственными, преданными семье, друзьям и любимому делу.

Сапият Абдулмуслимова – скромная и немногословная,  в глубине сердца остро ощущала боль своих утрат: отца, матери, сестер, братьев. Трепетно и нежно она хранила рисунки своего младшего сына Магомедсалама с изображением цветов, людей, деревьев, которые он с любовью рисовал и посвящал маме. Сохранилась и оригинальная фотография, где Магомедсалам в свои 5,5 лет в сценическом наряде играл на сцене. В шесть лет несчастный случай оборвал жизнь замечательного мальчишки, который, возможно, в будущем смог бы стать очень и очень талантливым. После такой невосполнимой тяжелой утраты Магомед Магомедов дал себе слово, что будет помогать ровесникам брата, младшим в их становлении, чтобы они шли в жизни по правильному пути. Слово Магомеда – кремень,  и это делает ему честь.

Утрата близких – это большая утрата для семьи и родных. Есть утраты, которые просто невосполнимы. Театральное искусство Дагестана понесло большую невосполнимую утрату. Талант, сценическое мастерство, самобытность  Сапият Абдулмуслимовой всегда будут волновать любящих и почитавших ее творчество, в которое артистка вкладывала всю свою любовь и жар души. Её безмерная любовь к театру зажигала огонь в человеческих сердцах, давала новые приливы душевных сил.

В нашей памяти навсегда сохранится светлый образ этой замечательной женщины, яркой, талантливой артистки с неиссякаемой творческой энергией, достоинством и благородством,  её незаурядное сценическое обаяние, редкая наблюдательность, чувство правды и дар перевоплощения.

Айшат ТАЗАЕВА,

общественный деятель.