ИСЦЕЛЕНИЕ ДУШ
Знали ли вы, что древнегреческий философ Платон считал, что в идеальном государстве театра, как музыки, литературы и так далее, не должно быть. По его мнению, созерцание печального в трагедии или отталкивающего в комедии, где высмеиваются пороки, отвлекает и плохо влияет на нравственность граждан. Но уже позднейшие философы, например Аристотель, причисляли театр в число самых необходимых методов воздействия на человеческие чувства.
Трагедия, как считал великий грек, вызывает сострадание, страх, и поэтому человек начинает ассоциировать себя с главным героем или задумываться над собственными поступками в связи с поведением персонажа на сцене. И тут, конечно, большая ответственность возложена на антагониста. Потому как любой современный зритель, сидя в театре, всегда держит в голове тот факт, что он находится в театре, и это все игра. Но в конце все равно плачет. Аристотель называл это катарсисом, или проще говоря, исцелением души. И неким катализатором зрителя на пути к этому неповторимому ощущению катарсиса является именно исполнитель главной роли.
В нашей недавней драматической премьерной постановке, поднимающей испокон веков сложную проблему алкоголизма, одну из важнейших своих ролей на сцене сыграл артист Даргинского театра Нурбаганд Идрисов. И не просто артист, а талантливый, разножанровый, самобытный виртуоз, который уже 20 лет играет на сцене театра. Он рассказал о том, как справлялся с безумно сложной, неоднозначной ролью в премьерном спектакле «Бредовый сон» по пьесе Хабиба Алиева. «Я с детства привык, если делать свое дело, то непременно хорошо. Если бы я выбрал иную профессию, то тоже следовал бы этому принципу: был бы сыроваром – варил бы лучший сыр, был бы дальнобойщиком – брал бы самые дальние и сложные рейсы. Иначе я не могу, самое страшное для меня не оправдать ожидания зрителей».
Главный герой спектакля – поэт и журналист Араш. Вся жизнь его под влиянием алкоголя проходит словно бредовый сон, все окружение, кроме матери и невесты, способствуют его моральному упадку. И при этом под маской балагура и пьяницы он остается в глубине души талантливым поэтом, ранимым и несчастным человеком. Этот образ дает право окружающим считать его бездарностью, а между тем в конце спектакля в его письменном столе было найдено письмо от известного издательства о желании сотрудничать и печатать стихи Араша. Но было уже слишком поздно… После смерти одинокой, брошенной им матери в исполнении артистки театра Загидат Мусаевой, главный герой признается, что внутри умер раньше нее и уже не представляет жизни без родного человека. К сожалению, он поздно стал ценить и свою первую любовь, несостоявшуюся невесту (артистка Зарина Азизова), которая после смерти матери была последним спасательным маяком, но после проверки соблазном к спиртному и она отвернулась от Араша.
Огромную работу над спектаклем наряду с главным героем проделали режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Мустафа Ибрагимов и народный художник РД Ибрагимхалил Супьянов и, конечно же, творческий состав в составе заслуженных артистов РД Гасанкади Рабаданова, Магомедшамиля Шамилова, Мухтара Нухова, а также артистов театра Абдусамада Алиева, Минатуллы Гусенова, Магомеда Багомедова, Амирбека Батирова и Ислама Гасанова.
Поздравляем артистов и режиссера с премьерой, а зрителей, пропустивших ее, приглашаем в театр на постановку «Бредовый сон» на даргинском языке 18 марта в 18.00 ч.
Маргарита АРСЛАНБЕКОВА,
специалист по связям с общественностью
Даргинского театра им. О. Батырая.