Внимание! На сайте ведутся профилактические работы. Приносим извинения, за технические сбои.

 

НА САМЫХ ЧИСТЫХ НОТАХ

 

13-11Порой бывает так: говоришь с человеком в рамках работы, берешь у него пусть не совсем формальное, не по всем соблюдаемым законам жанра, но интервью, корректируешь в уме придуманный заранее сценарий вопросов и ответов, и ловишь себя на том, что хочешь, перебив собеседника и себя самого, сказать: «Какой же ты классный! Понимаешь ли ты это? Знаешь ли, что мигаешь симпатичной сияющей точкой в толпе тех, кто жалуется на серые будни, кто спешит на работу, не любя ее, кто в 20 с небольшим устало бредет по жизни, едва передвигая ноги? Знаешь ли, что вызываешь хорошее чувство зависти и желание что-то менять, не дожидаясь понедельника? Знаешь ли о том, как искусно ты соблюдаешь золотую середину между увлеченностью своим делом и откровенным карьеризмом?»

 

Руководителя ансамбля «Избербаш» Луизу Иминову я не перебила и не задала свербящих меня вышеназванных вопросов. А хотелось. Хотелось по-свойски спросить: «Луиза, откуда столько времени? Не могу я сложить в одно двоих маленьких детей, долгие репетиции с учениками, неумолимый график сессий с зачетами и экзаменами, придумывание новых хореографических постановок, подготовку к конкурсам. Как удается? Как успеваете?» На что она – маленький энергичный вихрь – наверное, пожмет плечами. Как, мол, иначе?

Почетно и достойно уважения быть руководителем ансамбля с историей. Но еще почетней, когда автором этой истории являешься ты. В случае с Луизой была дополнительная ответственность взять на себя руководство молодого неокрепшего ансамбля, внезапно осиротевшего после скоропостижной смерти его основателя Рамазана Дибирова. Будучи напарницей и помощницей талантливого хореографа, Луиза посчитала, что его дело, его задумка не может безвестно и тихо погаснуть, повторив судьбу подобных кружковых ответвлений. Засучив рукава, тогдашняя выпускница отделения артиста ансамбля народного танца Колледжа культуры и искусств взялась за основательное строительство. Строительство коллектива, которого почетно назвать именем города  и сделать его визитной карточкой на хореографических площадках республики и страны. Помимо теории и практики, данных в колледже, у Луизы была крепкая танцевальная выдержка: пять лет в ансамбле «Ватан» и четыре года в ансамбле «Кавказ» – яркие запоминающиеся годы, прошедшие под руководством и отеческой заботой талантливого Али Магомедалиева. О нем Луиза рассказывает взахлеб и часто: о строгости, заставляющей бояться, но уважать, о таланте, вызывающем восхищение, о невероятном музыкальном слухе и чуткости, которые не позволяют ни ученикам не попасть в такт, ни музыкантам сыграть фальшивую ноту. Эту привычку добивать каждый танец до чистейших нот, из которых он состоит, он передал своим ученикам, оставляя за ними право вспоминать своего наставника. И не просто наставника, утверждает Луиза. Вождя, демиурга, доверившись мнению которого можно быть в мире танца не прохожим, а полноправным жителем и даже творцом.

Опыт работы с детьми на тот момент у Луизы был: с 17 лет она вела детский ансамбль в школе Алексея Гасанова в Махачкале. Еще тогда, определяя для себя принципы работы, она решила: то, к чему лежит сердце, достойно того, чтобы стать делом, за которое следует болеть и бороться. А сердце Луизы всегда лежало к танцам. Удар барабанных палочек, звон бубна, дикое и необузданное «Хей! Асса!» –  и мозг уже разгадывает это зашифрованное послание, подбирает комбинации для его объяснения, и вот вырисовывается рисунок танца, задается характер, пишется история. Так работает Луиза: от частного к общему, не спеша. Этот принцип не подводит ее вот уже десять лет и дает нешуточные плоды: в охапке принесенных ею грамот и дипломов почти все за редким исключением – за первое место, и есть один, особенно дорогой – гран-при 2016 года в ежегодном Республиканском конкурсе хореографического искусства в номинации «Лакский танец». За это детище, которое родилось благодаря дотошному изучению Луизой лакской культуры, особенностей быта и исторического месторасположения, у нее особенно болело сердце. Она вспоминает, как нашла интересную лакскую народную музыку, под которую когда-то исполнялся танец, правда, движения были очень похожи на аварские. Луиза не прошла мимо этой странной накладки. Расспросив историков, представителей обеих народностей, музыкантов, она узнала, что определенные лакские и аварские села, ввиду близкой расположенности друг к другу, переняли некоторые особенности хореографии. Вести танец с такой сложной и запутанной этнической историей было рискованно: на конкурсе, куда съезжаются представители каждого города и района республики, строгое профессиональное жюри не прощает ошибок и накладок, пусть даже сам танец исполнен идеально с технической точки зрения. Но Луиза рискнула и привезла в Избербаш гран-при – мечту любого руководителя, награду, выше которой нет.13-13

Еще одной высотой, взятой в прошлом году, стал ХХ Международный конкурс дарований «Времена года», который проходил в Ростове-на-Дону. Туда Луиза отвезла ярких участников своего ансамбля – Саида Хабибова и Аминат Рабаданову с их парным «Шуточным танцем», сочетающим элементы лезгинки и русского народного танца. Солисты Мариинского театра, заслуженные работники культуры РФ, хореографы из разных уголков России оценили наших ребят, безоговорочно отдав им 1-е место, а также признав их победителями в номинации «Лучший артист».

Пожалуй, лучшее, что умеет делать Луиза, кроме как танцевать и учить танцу – это не бояться. Не бояться оригинальных постановок,  креативных задумок, выходить за рамки конкурса, а порой и возможностей. Она не боится брать в танце фольклор, требующий скрупулезности и дотошности. Этому учит и учеников – не бояться открыться зрителю, показать свои чувства, эмоции, показать, сколько энергии забирает, но при этом рождает в тебе танец. Юбилей ансамбля, празднуемый в прошлом году, стал ярким тому примером. Измученные долгими ежедневными репетициями ученики, Луиза, вынужденная всякий раз объясняться с родителями, обосновывая необходимость такой отдачи, стали авторами мощного энергетического посыла, отправляемого со сцены в зал в день праздника, – волны заряда, которой зажигался зал и сами танцоры с каждым новым аккомпанирующим музыке движением. «Это того стоит», – довольно улыбается Луиза, и я, как свидетель и зритель того дня, не могу с этим не согласиться.

 

Как и у любого коллектива, у ансамбля есть ряд проблем, требующих скорейшего разрешения. Одной из них является убывающее количество участников взрослого состава ансамбля. Ребята уходят, не умея справляться с сочетанием танцев и учебы, выпускники ссылаются на подготовку к ЕГЭ, а кто-то просто не видит смысла в репетициях и выступлениях после того, как достиг заданной планки мастерства. Луиза относится к этому скептически: «В хореографии нет понятия потолка, предельной высоты. Как и любом другом искусстве, она очень гибкая. Нельзя считать десяток и даже сотню выученных движений пределом, выше которого нет ничего. Всегда есть те, кто лучше, те, кто продолжают идти дальше, в то время, как другие решили, что дальше некуда». Поэтому с этого года Луиза решила уделить особое внимание малышам, вырастив для себя поколение, не мыслящее свою жизнь без танца.

Сегодня ансамбль «Избербаш» – это целый альбом хореографического искусства, на страницах которого есть место совершенно разным танцам: грузинскому «Кандагану», восточному девичьему, «Горскому переплясу», фольклорному «После трудового дня», армянскому, молдавскому, лезгинскому, аварскому, лакскому, массовым танцам «Мой Дагестан» и «Дружба народов». Два последних особенно примечательны – это массовые танцы, в которых задействовано огромное количество людей, костюмов, музыкальных композиций. Именно они – яркое открытие и завершение любых городских концертов.

Верной помощницей и единомышленницей Луизы сегодня является хореограф Салимат Абдурагимова. Именно их творческий союз дает те результаты, что может увидеть и оценить каждый зритель. Присоединяются к этому и начальник отдела культуры Патимат Газиева, и директор Детской школы искусств Татьяна Шаралапова, которые поощряют и поддерживают любой творческий посыл хореографов.

Заветной мечтой Луизы является создание в Избербаше государственного ансамбля, что вывело бы хореографию на совершенно иной уровень. «В этом случае можно было бы учить, не урезая теоретическую часть. Ведь что такое любая хореография? Это, в первую очередь, классические танцы. Неважно, что в дальнейшем ты выберешь для себя – начинать всегда надо с классических азов. Нас этому учили, а я, к сожалению, ограничена во времени и в возможностях». Конечно, придание статуса государственности ансамблю дало бы стимул взрослому составу не бросать достигнутое, развиваться дальше, профессионально работать.13-12

«Мне иногда кажется, что моя профессия – более реальная жизнь для меня, чем повседневная. В танце я чувствую себя, чувствую, что живу и что даю жизнь другим. Это мое небо, моя земля, мое призвание», – признается Луиза. Она действительно дала жизнь многим ученикам, которые вдохновились ее примером: Ксении Малеевой и Магомеду Ахмедову – участникам ансамбля «Лезгинка», своей помощнице Салимат Абдурагимовой, Саиду Хабибову и Гусейну Ахмедову. «Будем работать дальше», – сдержанно говорит Луиза, – будем пробовать выходить за рамки, пренебрегать ограничениями, учиться новому. А как иначе?» Да никак. И я, не сумев сказать это лично, с удовольствием передаю это через бумагу: Луиза, вы классная. Вы, ваше дело, ваши ученики. Пусть все сложится так, о чем даже мечтать было боязно! 

Муминат КУРБАНОВА.

Яндекс.Метрика