Внимание! На сайте ведутся профилактические работы. Приносим извинения, за технические сбои.

 

ВОСПИТАТЬ НАСТОЯЩИХ ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ

 

17-0Прививать детям любовь к родной природе нужно повседневно и повсюду: в школе, дома и на улице. В МКОУ СОШ № 11 плановая и систематическая работа по охране природы, рассчитанная на многие годы с привлечением коллектива детей и всех работников школы, дает возможность воспитать настоящих друзей природы.

 

На сегодняшний день воспитательная работа по охране природы в школе решает три основные задачи.

1. С малых лет учить любить природу, воспринимать ее красоту, радоваться каждому зеленому ростку, распустившимся почке и цветку, восхищаться полетом бабочки, пением птиц, бурным потоком реки и нагромождением скал.

2. Формировать четкие представления о значении природы в целом, отдельных видов растений и животных, о биологическом равновесии и последствиях его нарушения, вызывать желание разгадывать тайны природы, объяснять разнообразные явления, воспитывать протест против безжалостного, варварского отношения к животному или растению.

3. Доказать любовь к природе на практике. Эффект всей воспитательной работы по охране природы будет виден лишь в том случае, если сами учащиеся примут непосредственное участие в посадке зеленых насаждений, в создании цветников и клумб.

Для выполнения этих задач необходима разнообразная и систематическая работа всего коллектива школы во главе с директором и биологом.

Формы проведения воспитательной работы по охране природы довольно разнообразны. Сегодня в школе кабинет биологии (заведующая Галина Магомедова) стал неотъемлемой частью преподавания. Здесь хранятся образцы флоры и фауны Дагестана. Материал для экспозиции собирается во время летних экскурсий, походов, для оформления стендов привлекается весь коллектив школы и родители учащихся.

На уроках биологии, помимо знаний о природе, отдельных растениях и животных педагог Галина Магомедова передает и ее красоту. С этой целью она использует стихи и отрывки из художественных произведений, посвященных природе.

Родная природа – это березка под окном и горная тропинка, шум морского прибоя и соловьиная песня в лесу. Советский воин-герой в фашистском лагере смерти Заксенхаузене писал:

Я вернусь к тебе, Россия,

Чтоб услышать шум твоих лесов,

Чтоб увидеть реки голубые,

Чтоб идти тропой моих отцов.

Поэтические произведения способствуют расширению знаний, дают возможность осмыслить содержание изучаемого материала, развивают интерес к предмету и эстетический вкус у учащихся. На уроках русского языка и литературы педагоги Патимат Гаджиева, Наида Селимова и Людмила Гайдарова проводят большую работу по экологическому воспитанию учащихся: пишут диктанты природоведческого характера, сочинения, рассказы об отношении к природе писателей и поэтов. В классе вывешиваются плакаты с высказываниями о природе великих людей.

Одной из лучших форм общения с природой по-прежнему остаются экскурсии, во время которых учащиеся изучают жизнь животных и растений, обитающих в республике, знакомятся с природными объектами, нуждающимися в охране.   В числе их и расположенные в Избербаше – это гора «Пушкин-тау», озеро «Пресняки», минеральный источник «Горячка».

Ежегодно учащиеся совершают экскурсии в леса Дагестана, где учителя объясняют, что уничтожать памятники природы, разнообразные виды растений и животных нельзя, восстановить их весьма сложно, а порою и невозможно. Сохранение всех природных объектов необходимо не только для современного общества, но и для будущих поколений.

Большое значение в воспитании любви к природе имеют тематические вечера, линейки, классные часы, встречи со специалистами и учеными. Вот примерная тематика проведенных мероприятий: «Лес – наше богатство», «Люби и охраняй природу», «Лекарственные растения Дагестана», «Птицы – наши друзья», «Полезные насекомые», «Рыбы Каспийского моря». Расширяют знания учащихся выставки тематических стендов: «Помощники врачей», «Ядовитые растения», «Искусство составления букета», «Кому какие цветы дарить».

Учителя биологии всегда показывают детям вред срывания цветов в большом количестве. По мнению японцев, букет считается испорченным, если в нем больше трех цветов. Педагоги не разрешают бессмысленно набирать охапками растения и, не доходя до дома, их выбрасывать, собирать в большом количестве коллекции насекомых и гербарии растений, которые затем не используются в школе.

В последнее время в школе № 11 появилась классная форма работы с учащимися под названием «Почемучка». Классный руководитель Галина Магомедова этой форме придает исследовательский характер. В ходе мероприятий под названиями «Хочу все знать», «Юные исследователи природы», «Юный доктор» школьники узнают о цветении растений, изучают лекарственные травы и делают их запасы, ведут учет редких и исчезающих растений и животных, понимают значение травянистых растений в борьбе против водной эрозии почв и т.д. Всё это развивает любознательность, находчивость, интерес к природе.

В результате проведенной работы у учащихся пробуждается интерес и желание принять непосредственное участие в охране растений и животных, посадке зеленых насаждений и уходе за ними. Настоящими друзьями природы являются все учащиеся, работники и учителя школы, которые активно включились в республиканские и городские соревнования. Так, в 2015 и 2016 годах школа была на 2-м месте в республике по оценке экологического воспитания учащихся, а в текущем году заняла 2-е место по охране памятников природы. В мае 2017 года школа также получила 2-е место в республиканском этапе Всероссийского конкурса среди активистов школьного музейного движения в номинации «Человек-легенда».

Также с целью озеленения территории школы коллективом школы посажено 300 деревьев и кустарников. День птиц, месячник сада, день леса являются массовыми мероприятиями и вовлекают в работу всех учителей и учащихся.  В рамках этих дней учителя проводят классные часы, ребята выпускают газеты, стенды. Проходят соревнования между классами: кто больше построит и развесит кормушек, посадит деревьев, соберет семян плодов древесных и кустарниковых пород для посева в питомниках. В прошлом году ко дню птиц учащиеся изготовили более 80 скворечников и 60 кормушек под руководством учителя трудового обучения Абдулмумина Курбанова.

Посадка зеленых насаждений, полив, а также уход за ними проходит под руководством учителя школы, ветерана педагогического труда Сайди Сайдиева.

Вспоминаю, как я неоднократно рассказывал о роли леса для людей и народного хозяйства.

Самурский лес со своей разнообразной флорой и многочисленными родниками является прекрасным уголком природы. То, что он граничит непосредственно с Каспийским морем, делает его еще краше. В Самуре условия благоприятнее, чем где-либо для разведения кутума и осетровых рыб. Кутум идет на нерест в родники, берущие свое начало в лесу, который в свою очередь круглый год регулирует их водный режим. Не будет леса – не станет и воды в родниках, следовательно, исчезнет и кутум, как исчез лосось после обмеления рек Самур и Малый Самур. Это еще раз говорит об огромной роли растительности – источника жизни животных. Для того, чтобы лучше сохранить нашу природу, нужно изменить отношение людей к ней.

Человек, не чувствующий глубоко красоты родной природы, не может стать подлинным патриотом своей страны. Здесь также уместно привести высказывание писателя Леонида Леонова: «Создавать творцов и покровителей леса еще важней, чем выращивать сам лес».

Артур ЧУПАЛАЕВ,

член Союза журналистов РД.

Яндекс.Метрика