Внимание! На сайте ведутся профилактические работы. Приносим извинения, за возможные сбои в работе сайта. Администрация сайта.

 

ФГОС И ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДАГЕСТАНЕ: 

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

29 января в Избербаше при поддержке Министерства образования и науки РД, администрации и управления образованием г. Избербаша прошла республиканская научно-практическая конференция «Развитие филологического образования в образовательных организациях Республики Дагестан в условиях реализации ФГОС». В конференции приняли участие более 200 человек – учителя русского языка и литературы, родных языков и литературы, иностранных языков, заведующие ИМЦ РУО (ГУО) и руководители школьных методических объединений.

8-1Основной целью конференции стало обсуждение теоретических и методических аспектов изучения и преподавания предметов филологического цикла в условиях реализации ФГОС, передача передового опыта работы педагогов-филологов. При этом перед филологами республики были поставлены задачи поиска оптимальных путей филологического образования школьников в условиях билингвизма и полилингвизма.

В первой половине дня в рамках конференции  прошли мастер-классы, открытые уроки и внеклассные мероприятия, которые представили учителя-филологи как нашего города, так и из других муниципалитетов Дагестана. Мастер-классы и уроки прошли по трем языковым секциям. Работа секции № 1 «Родные языки и литературы»  прошла  в МКОУ «СОШ № 8»; секции № 2  «Русский язык и литература» в МКОУ «СОШ № 11» и секции № 3  «Иностранные языки»  в МКОУ «СОШ № 1».8-2

В ходе представленных мастер-классов  педагоги смогли увидеть практическое преломление технологий и методов преподавания школьных филологических дисциплин в рамках ФГОС. Все учителя показали высокий профессионализм, знание современных педагогических технологий. Структура этих уроков была тщательно продумана. Непринужденная обстановка, созданная ими в классах, необычная манера преподавания, доброта и искренность учителей сделали каждый урок интересным, насыщенным, динамичным, познавательным.

После просмотра занятий  участники конференции собрались в актовом зале администрации на пленарное заседание. С приветственным словом выступили заместитель главы администрации Хизри Халимбеков и начальник Управления образованием  города Избербаша Раисат Гаджиалиева.

Далее с докладами и предложениями путей решения проблем современного образования в области филологии выступили: директор ИЯЛИ ДНЦ РАН, д.ф.н. профессор Ибрагим Магомедов; зав.кафедрой теории и методики обучения русскому языку и литературе ДГПУ, д.ф.н., профессор Рашида Халидова; консультант УОО  МОН  РД Раисат Абдулбасирова; консультант УОО  МОН  РД Барият Гаджиева; зав. кафедрой филологического образования ДИРО к.ф.н. Мадина Минатулаева; заслуженный учитель РД, Почетный работник общего образования РФ, учитель родного (лезгинского) языка и литературы МКОУ «Герейхановская СОШ № 2» Сулейман-Стальского района Шамсудин Магамдаров; учитель английского языка НОУ «Гулливер» г. Махачкалы, Отличник образования РД Джамиля Сулейманова; Отличник образования РД, Почетный работник общего образования РФ, учитель МБОУ «Гимназия № 38»  г. Махачкалы Светлана Новодворская.

О развитии филологического образования в учреждениях образования города Избербаш в условиях внедрения ФГОС рассказала заместитель начальника Управления образованием города Избербаш Зульфия Магомедова.

8-4Участники конференции, заслушав и обсудив доклады и выступления на секциях и  пленарном заседании, отметили, что в развитии школьного филологического образования  в Республике Дагестан достигнуты определённые успехи.

В частности, проводится планомерная  работа по реализации законов «Об образовании в РФ», «Об образовании в РД», поскольку обеспечение высокого уровня образования, по мнению Главы республики Дагестан Рамазана Абдулатипова, является отправной точкой и фундаментом экономического и социального развития республики.

Разработанные и реализуемые республиканские программы «Развитие образования РД» и «Русский язык на 2014-2017 годы» доказывают свою целесообразность и эффективность, отвечая на актуальные вопросы образовательной теории и практики на современном этапе.

В рамках реализации подпроекта «Просвещенный Дагестан», включающего направления: «Изучение языков народов Дагестана», «Русскоязычный Дагестан» и «Англоязычный Дагестан», обеспечивается эффективное изучение языков народов Дагестана, популяризация знаний русского и английского языков.

30-31 октября 2015 года в рамках Года литературы по инициативе Главы РД Рамазана Абдулатипова в республике проведен Всероссийский форум учителей русского языка и литературы – победителей всероссийских и региональных профессиональных конкурсов «Русский язык и литература – основа единства образовательного пространства  и взаимопонимания народов России».

Вместе с тем преподаватели-филологи выразили обеспокоенность тем,  что изучение и преподавание русского, родных и  иностранного языков происходит в школах автономно, без должной координации содержания и методов презентации учебного материала, что тормозит процесс формирования как билингвизма, так и полилингвизма. Школьное  филологическое образование  находится перед необходимостью создания целостной системы языкового образования, поиска общих путей, методов, приемов интеграции в познавательной деятельности учащихся на всех изучаемых языках.

Уже начался переход на новый ФГОС основной общеобразовательной школы. В текущем учебном году на новое содержание обучения перешел 5 класс. Однако не создано условий, необходимых для организации учебно-воспитательного процесса в школах по требованиям этих новых стандартов. 

ФГОС, как подчеркнули на мероприятии,  учитывает и реализацию этнокультурных, региональных особенностей, о чем свидетельствует переход предмета «Родной язык и литература» из вариативной части базисного учебного плана в инвариантную часть. Родной язык является одним из главных богатств современного человека, положительно влияющих на его идентичность и успешность в полиязычном социуме. В республике в последние годы оптимизирована работа по повышению уровня обучения школьников родным языкам в общеобразовательных организациях РД.

Вместе с тем была выражена озабоченность по поводу слабого учебно-методического сопровождения  образовательного процесса по родным языкам. Уровень преподавания родных языков  в образовательных учреждениях республики, особенно в школах с русским языком обучения, не соответствует современным требованиям: у большинства выпускников наблюдается низкий уровень знаний родного языка.

Продолжает существовать ряд нерешенных вопросов, особенно в городских школах.  Из-за отсутствия специалистов не создаются группы  по  изучению родных языков, во многих школах не выделяются помещения под кабинеты, учителя с трудом проходят курсы повышения квалификации. В сельских школах, которые занимаются по первому учебному плану, такого негатива нет. Однако в некоторых из них наблюдаются упущения руководства по вопросам создания условий для изучения языков при наличии  необходимого количества школьников, слабого внутришкольного контроля за преподаванием и уровнем знаний учащихся по родным языкам и литературам.  В последнее время часты случаи перехода однонациональных сельских школ от первого учебного плана ко второму, что не может не вызвать тревогу, связанную с будущим родных языков.

Также подготовка растущего поколения  к адаптации в многоязычном и поликультурном мире не может состояться  без иноязычного образования. Поэтому, начиная с 2020 года, ЕГЭ по иностранному языку  станет обязательным для выпускников. В нашей республике активно ведется работа по осуществлению президентской программы «Англоязычный Дагестан», однако, несмотря на достижения в этой области, проблемы остаются. Это слабые процессы по внедрению ФГОС и новых программ в практику работы школ, слабое владение учителями новыми технологиями, в том числе компьютерами, или ресурсами Интернет. Как следствие – это крайне низкий уровень владения учащимися иностранными языками, особенно в сельской школе. К сдаче ЕГЭ по иностранным языкам будет готово ограниченное количество учащихся.

8-3

В ходе заседания филологи дали методическую оценку мастер-классам, высказали общее позитивное мнение о высоком уровне состоявшегося мероприятия, отметив его актуальность и практическую направленность.

Участники конференции, обсудив актуальные проблемы и вопросы в части совершенствования преподавания предметов филологического цикла, по ее итогам разработали  необходимые рекомендации. Они были поддержаны всеми присутствующими единогласно.

 

 Анастасия МАЗГАРОВА.

 

Яндекс.Метрика