НАСЛЕДИЕ ПУШКИНА ОБЪЕДИНИЛО БИБЛИОТЕКАРЕЙ И ПЕДАГОГОВ ИЗ РАЗНЫХ РЕСПУБЛИК

 

11 3Тема Кавказа в творчестве великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина занимает особое место. Именно он является первооткрывателем для русского читателя этой интереснейшей, многонациональной и многообразной страны с красивейшей и уникальной природой горного края. К сожалению, Пушкину не довелось побывать в Дагестане  и познакомиться с его гостеприимным народом. Но природа Дагестана решила восполнить эту несправедливость, изваяв из скал замечательному поэту вблизи прикаспийского Избербаша нерукотворный памятник. И теперь каждый, кто побывает в этом городе, может увидеть возвышающийся над горой гордый профиль Пушкина, устремившего  свой взгляд в чистую гладь Каспия.

 

Наверное, именно поэтому при выборе места открытия межрегионального семинара-практикума «Литературное наследие А.С. Пушкина как одна из духовных основ единения Русского мира. Кавказский опыт» его организаторы решили начать реализацию своего проекта с   нашего  города.

Форум стартовал 6 сентября на базе МКОУ СОШ № 8 города.  Он собрал библиотекарей и педагогов из Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, а также  из зарубежных государств: Республики Абхазия, Республики Азербайджан, Донецкой Народной Республики и Республики Южная Осетия.

Также семинар посетили педагоги, работники школьных библиотек и централизованной библиотечной системы города Избербаша.

11 2Организаторами  столь масштабного мероприятия с международным участием выступили работники Хасавюртовской центральной городской библиотеки им. Расула Гамзатова  во главе с его директором Эльмиром Якубовым при поддержке фонда «Русский мир».

Цель данного проекта: популяризация литературного наследия Пушкина, являющегося духовным достоянием России и важным элементом мировой культуры. Он также призван укрепить сотрудничество библиотечно-информационных и образовательных учреждений в деле продвижения в современных школах классической художественной литературы.

После приветственного слова в адрес гостей директора информационно-методического центра управления образованием г. Избербаша Зинаиды Шихшинатовой, перед присутствующими выступила руководитель городского методического объединения учителей русского языка и литературы Наида Селимова. Она отметила, что новая программа по литературе решает основные образовательные и воспитательные задачи, в том числе и посредством изучения произведений Александра Пушкина. Выступающая акцентировала внимание присутствующих на том, какие произведения классика предлагаются для изучения в российской образовательной школе.

«Читая произведения Пушкина, не каждый, наверное, задумывался о смысле, который хотел передать автор. По мнению русского литературного критика Виссариона Белинского, произведения Александра Сергеевича воспитывают в нас человека. Многие из них помогают читателям делать выводы о жизни, о внутренних качествах, о характере человека. Они воспитывают в нас духовность, мораль и другие положительные качества. Именно поэтому его творчество может воспитать в молодом поколении хороших людей. Нужно учить ребят не просто читать его произведения, а еще и вникать в их смысл и делать для себя соответствующие выводы», – завершила свою речь Наида Селимова.

Отрывки из приветствий в адрес участников семинара из некоторых регионов России, поддержавших инициативу Хасавюртовской библиотеки провести семинар-практикум в Избербаше, зачитал ведущий мероприятия Эльмир Якубов.

Затем в рамках обозначенного регламента семинара-практикума перед коллегами выступили студенты горловского института иностранных языков (город Горловка, ДНР) Ксения Зогова и Валерий Костюшак, а также их творческий руководитель, заведующая отделом библиотеки при институте Людмила Самойленко; директор Республиканской библиотеки для молодежи Юлия Еник (город Сухуми, Республика Абхазия); директор Республиканской национальной библиотеки имени Анахарсиса Валерия Кокоева (город Цхинвал, Республика Южная Осетия); заведующая сектором Хасавюртовской городской централизованной библиотечной системы Зумруд Курамагомедова (город Хасавюрт); заместитель директора Северно-Осетинской республиканской юношеской библиотеки имени Гайто Газданова Ирина Баграева и заведующая отделом при этой же библиотеке Дзерасса Дзампаева (город Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания); заведующие отделом Республиканской крымскотатарской библиотеки имени И. Гаспринского Эльнара Курталиева и Гульнара Шосаидова (город Симферополь, Республика Крым), а также наш земляк, поэт, выпускник литературного института имени Максима Горького, член Союза писателей России Тимур Раджабов (город Москва).    

Кстати, в этот же день он провел встречу на базе СОШ № 8 с одаренными детьми нашего города, где рассказал немного о себе и своём творчестве. Ученики также активно участвовали в беседе, задавали ему интересующие их вопросы. Завершилось общение на поэтической ноте: Тимур прочитал несколько   своих стихотворений.

Участники семинара-практикума обменялись опытом практического применения различных форм, методов и технологий ознакомления детей и молодежи с русской литературной классикой, рассмотрели наиболее эффективные технологии популяризации в детской и молодежной среде произведений Александра Пушкина, определили наиболее перспективные направления профессиональных исследований по вопросам пропаганды пушкинского творчества.

Было решено, что подготовленный по итогам семинара-практикума электронный сборник материалов будет представлен в сети Интернет в режиме свободного доступа.

Интернациональный форум  завершился  9 сентября, его участники побывали  в древнем Дербенте и высокогорном Хунзахском районе, где прошли торжественные мероприятия.

Маргарита ТЕМИРОВА.