НЕ КАНАТОМ ЕДИНЫМ:

КАК РАЗНООБРАЗИТЬ УРОКИ ФИЗКУЛЬТУРЫ

 

10 0В управлении образованием города рассматривался вопрос о состоянии физического воспитания учащихся в школах города. На мероприятии присутствовали начальник управления образованием Зульфия Магомедова, начальник отдела спорта, туризма и молодёжной политики администрации города Амир Гаджибагандов руководитель центра тестирования ВФСК «ГТО» г. Избербаша Шахша Шахшаев, специалисты управления образованием, руководители школ и учителя.

 

Справку по итогам проверки зачитал Шахша Шахшаев. «Физическое воспитание, – отметил он, – одно из важнейших направлений деятельности школы, которое регламентировано уставом образовательной организации. В уставе подчеркнуто, что охрана здоровья учащихся – забота всех преподавателей, независимо от того, какой предмет они ведут.

Физическое воспитание подрастающего поколения является органической частью системы воспитания и образования детей и служит целям всестороннего развития физических и духовных сил школьников, их подготовки к жизни, труду и защите Родины.

Основным организационно-методическим принципом осуществления физического воспитания учащихся общеобразовательных школ является дифференцированное применение средств физической культуры. На день проверки во всех школах имелись планы физического воспитания учащихся, планы спортивно-массовых мероприятий, расписание школьных спортивных секций, внеучебных занятий, паспорт спортивного зала, журналы спортивных занятий, журналы по технике  безопасности.

Во всех школах есть уличные спортивные площадки. На сегодня в хорошем состоянии площадки в СОШ № 1, № 2 и № 8. То же самое можно сказать о спортзалах в СОШ № 10 и № 12. Спортивный зал в СОШ № 1 не отапливается, в СОШ № 8 пол в аварийном состоянии. В спортзалах СОШ № 2, № 3 и № 11 сделаны ремонты, но заниматься в них неуютно.

Для полноценного проведения уроков физкультуры нужен спортинвентарь, нестандартное оборудование. Мячами школы обеспечены на 30 %, мало гимнастического инвентаря. Руководителям школ надо на это обратить внимание. Учителям физкультуры больше настойчивости, выдумки в оснащении уроков нестандартным оборудованием. Чтобы уроки проходили интересно, с большей пользой и хорошим КПД, нужен минимум спортинвентаря, иначе это будут скучные уроки.

Заместитель директора по учебной работе отвечает за выполнение учебных программ и качество преподавания физической культуры, контролирует проведение уроков и факультативных занятий.

Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы участвует в вовлечении всего коллектива школы, родителей, шефствующих организаций в процесс физического воспитания детей. Желательно, чтобы это было в более тесном контакте с учителем физкультуры. Для успешной внеклассной работы в школе должен работать спортивный актив из числа учащихся и родителей. На сегодня этим вопросом в школах мало занимаются.

Во всех школах ведется агитационно-пропагандистская работа по физической культуре и спорту. Есть уголки физической культуры, проводятся беседы на классных часах, родительских собраниях, проводится награждение на школьных линейках отличившихся спортсменов. Но, к сожалению, эта работа в последнее время ослабла, нужно её активизировать, чаще выступать на страницах газеты «Наш Избербаш» с тематикой физического воспитания. Необходимо проводить мероприятия совместно с родителями, тогда дети потянутся к урокам физической культуры, и родители поймут, что физкультура нужна.

Заботу о физическом воспитании детей школьного возраста обязаны проявлять и семья, и весь педагогический коллектив школы. И все же особая роль в этом деле принадлежит учителю физкультуры. Ведь для большинства детей он является единственным человеком, способным со знанием дела содействовать их физическому развитию, помочь им обрести уровень физической культуры, соответствующий современным требованиям.

Формы физического воспитания детей многообразны. Учитель обязан каждую из них использовать с возможно большей эффективностью. Поэтому ему приходится быть и методистом, и организатором, и руководителем, и хозяйственником, и строителем. Непосредственной обязанностью учителя является пропаганда физической культуры, при этом он должен ориентироваться не только на школьников, но также на родителей и педагогов. Долг учителя – содействовать укреплению физкультурной материальной базы.

Учитель физкультуры:

– несёт ответственность за выполнение учебной программы, за овладение учащимися знаниями, умениями и навыками на уроках физкультуры;

– обеспечивает на уроках и внеклассных занятиях по физкультуре и спорту соблюдение санитарно-гигиенических требований и техники безопасности;

– ведёт систематический учет физической подготовленности учащихся;

– вовлекает больше школьников в спортивные секции, кружки, а также в различные физкультурно-массовые мероприятия;

– организует внеклассную физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу в школе;

– готовит спортивный актив;

– готовит и организует школьников к городским соревнованиям;

– организует внутришкольные соревнования и физкультурные  праздники.

Во всех школах есть план спортивно-массовых соревнований. Проводятся соревнования по баскетболу, футболу, волейболу, легкой атлетике, но результаты проведенных соревнований плохо отражены в протоколах, документация разрознена и не подшита в папках.

Для повышения интереса к физкультуре надо проводить больше спортивных мероприятий.

У всех школ есть расписание работы школьных спортивных секций. Охват детей составляет от 40 до 80 человек. Это очень мало. Все школы участвуют в городских соревнованиях, но уровень подготовки детей с каждым годом слабеет. 10-15 лет мы проводили мониторинг уроков физкультуры. От 10 до 20 % детей ответили, что им не нравятся уроки физкультуры, не нравится физическое воспитание в школе. Дети хотят видеть уроки физкультуры интересными, разнообразными, насыщенным различным спортивным инвентарем. Сегодня же недовольных уроками детей стало больше.

На уроках физкультуры мы не готовим футболистов, баскетболистов, волейболистов. Через игры, спортивные занятия, различные двигательные упражнения мы повышаем уровень физического развития детей, развиваем двигательные умения и навыки, которые пригодятся в повседневной жизни. Детям надо давать физкультурную грамотность, чтобы они знали как те или иные двигательные упражнения влияют на организм человека, как это влияет на здоровье. Чтобы вести эту огромную работу по физическому воспитанию, учителю физкультуры надо быть высокообразованным человеком, хорошо знать психологию детей, анатомию, физиологию, возрастные особенности, разбираться в спорте, любить детей, ежедневно повышать свой профессиональный уровень. Тогда он станет учителем № 1 и другом детей. Очень важно, чтобы уроки физкультуры на должном уровне проводились в начальных классах. Интерес к физкультуре нужно закладывать в 1-4 классах.

Учитель физкультуры должен работать в тесном контакте с медицинским персоналом школы. Врачебный контроль за физическим воспитанием учащихся осуществляется в соответствии с действующими инструкциями и Положением «О работе медицинского персонала в школе». Во всех школах есть дети, отнесенные к специальной медицинской группе, или дети, которым ограничены физические нагрузки. С такими детьми в школах нет целенаправленной работы. По медицинской статистике сегодня лишь 17 % детей оканчивает школу без отклонений в здоровье.

Одним из направлений физического воспитания является работа по внедрению ВФСК «ГТО». Учитель физкультуры готовит учащихся к сдаче норм ГТО, обеспечивает прием норм комплекса. Во всех школах приказом директора созданы комиссии ГТО, утверждены планы работ. В подготовке и сдаче норм комплекса ГТО участвует весь педагогический коллектив.

Слабо поставлена работа по внедрению ВФСК «ГТО» в СОШ № 2 и № 3. Лучшими коллективами в 2023 году стали СОШ № 8, № 12 и № 10».

Заслушав доклад Ш. Шахшаева, было решено, что для улучшения уровня физического воспитания учащихся и повышения роли физической культуры директорам школ нужно активнее принимать участие в оснащении материальной базы физической культуры, а учителям физкультуры больше работать над самообразованием, активнее привлекать педагогический коллектив школы, родителей в процесс физического воспитания, усилить агитационно-пропагандистскую работу.

Шахша ШАХШАЕВ,

руководитель центра тестирования

ВФСК «ГТО» г. Избербаша.