НЕТ В МИРЕ НИЧЕГО СЛОЖНЕЕ И БОГАЧЕ 

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

 

vospitanieВоспитание в процессе

обучения начинается там,

где учитель относится к

ученику как человек к человеку.

 

Всестороннее развитие, нравственное совершенство – цель школьного воспитания. Путь достижения к этой цели также  сложен, как и сам человек.

 

Как ветеран педагогического труда, имея за плечами большой опыт, хочу сказать, что нельзя все задачи воспитания решить одним средством. Но нельзя с другой стороны исключить какую-нибудь одну сторону из системы воспитания. Если мы с вами упустим воспитание убеждений, воспитание человечности, воспитание трудолюбия, то не решим никакой другой задачи. Воспитывать на уроке и только на уроке невозможно, классный руководитель должен встречаться с учеником и вне класса. Надо привить ребенку чувство гордости, достоинства, разбудить в нем совесть, чуткость к слову учителя. А для этого надо привести ребенка в спортзал, в музыкальную школу, в библиотеку, в дом детского творчества, на опытный участок, в музей.

Для классных руководителей СОШ № 11 Пирдаз Нурудиновой, Заиры Омаровой, Оксаны Арслановой, Барият Курбановой, Патимат Муталимовой, Патимат Багандовой, Людмилы Гайдаровой, Галины Магомедовой, Наиды Селимовой, Марины Магомедовой и Заиры Абакаровой внеклассная работа не была самоцелью, в этих классах ученик мог найти в чем-то интерес, чтобы разгорелся огонек духовной деятельности, чтобы укрепилось чувство собственного достоинства. Быть хорошим учителем можно только будучи хорошим воспитателем. Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом.

Воспитание – спокойное, кропотливое дело мудрых людей, дело, результаты которого появляются через десятилетия. Мы удивляемся искусству древних мастеров, которые, бывало, всю жизнь точили-вытачивали какую-нибудь красивую вещицу, украшали ее тонким орнаментом. Так же и воспитатель: он годами бьется над душой маленького человека, развивает ее, обрабатывает, украшает…

Все, что связано с жизнью человека, должно быть красивым, вот почему коллектив учителей уделяет большое внимание красоте не только внутренней, но и внешней обстановке школы: на участке много зелени и цветов, красивых композиций, где можно помечтать, поговорить.

В формировании духовного облика ребенка большое значение имеет то, что ученик видит вокруг себя – на стене в коридоре, во дворе, в классе, в мастерской. Здесь ничего не должно быть случайного. Обстановка, окружающая ребенка, должна его к чему-то призывать, чему-то учить. И педагоги должны стремиться к тому, чтобы каждый рисунок, каждое слово, каждый стенд, который прочитает ребенок, пробуждали у него мысли о самом себе, о товарищах. Оформление коридора первого этажа школы представляет собой как бы лицо школы, отражает воспитательные идеи педагогического коллектива, стиль его работы, взгляды, культуру  учителей, учеников, родителей. Все, что видит ребенок, переступив порог школы, все, с чем он здесь соприкасается, должно быть красиво.

«Долг перед Отечеством – святыня человека». Родители, педагоги должны сделать все для того, чтобы каждый  юный гражданин дорожил этой святыней, как дорожит честный человек своим добрым именем, достоинством своей семьи. Добиться того, чтобы учащихся уже в детстве волновало настоящее и будущее отчизны – одна из важнейших предпосылок предотвращения моральных срывов в годы отрочества. Гражданский долг и ответственность – это основа человеческого достоинства.

Проработав в школе много лет, я глубоко убежден, что наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни учителя и учащихся, в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний. Именно духовной общности учителей и учеников добивается в своей работе уже много лет директор школы № 11 Анжела Шахамирова. А помогают ей в этом замечательные наставники учащихся: Пирдаз Абдулаева, Патимат Гаджиева, Патимат Багандова, Галина Магомедова, Наида Селимова, Оксана Арсланова, Барият Юсупова, Зухра Магомедова и многие другие.

По традиции, сложившейся раньше в школе, пионерский отряд, прекращающий свою деятельность, передавал красные галстуки октябрятам, поступающим в пионеры. И вот мальчики и девочки снимают свои пионерские галстуки и повязывают их юным друзьям. Приняв красные галстуки, дети произносили торжественное обещание юного ленинца. На память о вступлении в пионеры каждый ребенок получал подарок – книгу о жизни и борьбе выдающегося человека. Этот сбор навсегда остался в сердцах детей. В торжественном  приеме в пионеры самое главное то, что красный галстук передается от поколения к поколению юных ленинцев. Красный галстук – символ революционной борьбы – не покупается и не продается в магазине, он вручается и бережно хранится. Его носят не повседневно, а лишь в дни праздников, торжеств, пионерских сборов – это традиция каждой пионерской дружины.

Сегодня необходимо проводить пионерские сборы в школе под руководством классных руководителей 5-7 классов, родителей, молодежи, общественности, а на площадь посылать лучший октябрятский отряд (класс). При правильной и содержательной организации пионерских сборов, линеек, конкурса «Я – талантлив» у пионеров появляется стремление к духовной жизни. Убеждения по самой природе не могут быть бездеятельным духовным богатством. Они будут жить, крепнуть, оттачиваться только при активной деятельности пионерских работников и классных руководителей. Чаще нужно обращаться к истокам, к традиционным ценностям, именно здесь кроется патриотизм, именно здесь молодой человек приобретает навыки и готовность защищать свой народ, свою страну, а если надо – отдать жизнь за нее.

Я хорошо помню, как классные руководители заботились о том, чтобы вступление в комсомол основывалось на внутренней гражданской, общественной, политической зрелости каждого подростка.

Именно тут большую роль играл индивидуальный личный опыт общественной работы. И каждый классный руководитель стремился, чтобы в его классе каждый подросток переживал чувство своей необходимости для людей, радость личного труда для коллектива.

В те годы классные руководители строили всю систему взаимоотношений в ученическом коллективе так, чтобы преобладающая часть усилий каждого ученика была направлена на заботу о других людях: об учителе, о родителях, о товарищах, обо всех тех, кто нуждается в помощи и поддержке. Сегодня в практике воспитательной работы встречается еще мало хорошо организованных общешкольных коллективов. Внимательное изучение воспитательной работы в школе и наш опыт убеждает нас в том, что причины этого явления не столько в стремлении классного коллектива «уединиться от общего коллектива в границах отдельных классных интересов», сколько в отсутствии хороших первичных коллективов в большинстве классов.

В новом учебном году необходимо школьной молодежи акцентировать внимание на понятии патриотизм. Использовать не только определение патриотизма как любовь к Родине, но и политический принцип, готовность пожертвовать жизнью ради нее, готовность пожертвовать во имя общего. У нас есть героический пример, когда молодой лейтенант полиции Магомед Нурбагандов сделал свой шаг в бессмертие. Он отказался от предательства в обмен на свою жизнь. Его подвиг служит наглядным примером мужества для нашей молодежи. Молодые люди приезжают из России со своими стихами, картинами о Магомеде, чтобы отдать дань уважения родителям Магомеда, а наша молодежь не находит деньги на поездку в с. Сергокала.

Сегодняшний классный руководитель в школе не в состоянии организовать всю жизнь ребенка, контролировать ее, но направлять духовную жизнь ребенка, руководить ею, следить за ее развитием – это реально.

Я глубоко убежден,  что цель воспитания – человек, а коллектив лишь средство в достижении этой цели.

Артур ЧУПАЛАЕВ,

заслуженный учитель РД.

Яндекс.Метрика