МУЗЫКА – ВОСПИТАТЕЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ И ДУХОВНОСТИ

 

denmusicМузыка – искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. Да и сами произведения этого искусства мы называем музыкой. Есть музыка классическая, есть народная. Исполнение таких произведений на инструментах, а также само их звучание – тоже  музыка.

 

Для русского человека гармонь, балалайка – любимые народные инструменты. Среди гармонистов есть истинные самородки. Разведет такой меха, пустит сверху вниз – и польется из-под пальцев такая музыка, что вся прошлая сельская жизнь у тебя будто перед глазами встает.

В дагестанской же народной музыке заразительно звучит свирель в паре с барабаном так, что хочется пуститься в пляс, когда слышишь мелодию лезгинки.

Для меня детские и школьные годы, прожитые в районе, служба в армии, где был запевалой в полковом хоре – все это оставило неизгладимые музыкальные впечатления, которые с годами требовали своего выхода.

К музыкальному творчеству приходишь тогда, когда уже начитаешься стихов любимых поэтов. Хочется, чтобы эти стихи жили «второй жизнью» в музыке, чтобы они не остались за бортом. А композиторской работой – музыкальным интонированием стихов я стремился показать его преимущество перед декламацией.

В даргинских моих песнях, как отмечает Заслуженный работник культуры РД Мирза Исаев, «их настрой несет в себе ощущение таинственности и горской чистоты, страстности, беззаветности, мужества и нежности. В своих сочинениях автор создает ощущения седой древности с острым восприятием современности».

Мною были выпущены два сборника песен:  «Рождение песни» – русские песни на слова Расула Гамзатова, Фазу Алиевой, Рашида Рашидова, Амирзы Саидова, Юсупа Хаппалаева и других поэтов, а также «Песнь даргинская звучи» – сборник песен на тексты даргинских поэтов: Сулеймана Рабаданова, М. Абакарова, С. Алиевой, Аминат Абдулманаповой, Ахмедхана Абу-Бакара, Омарла Батырая и других других.

Отдельные даргинские песни прозвучали по радио в исполнении участников художественной самодеятельности при Избербашском педагогическом колледже: «Жагаси жагьси рурси», «ЦIагьуна гьалмагь», частушки «ХIура, нура, дигайра», «ХIябкуб», «Ахъбирар ахътерек», «ДуцIарти дигай».

Сегодня прихожу к выводу: музыка большой воспитатель нравственности, духовности, уважения к ее исполнителям. Думаю, что всем хорошим в себе я обязан моим учителям музыки в годы учебы в педучилище, которые приучили меня и к точности, и к порядку.

Выдающиеся психологи утверждают, что музыка благотворно влияет на умственное развитие не только при обучении игре на инструменте, но и даже при прослушивании ее. Научные исследователи утверждают, что обучение музыке развивает в ребенке абстрактное мышление, что впоследствии помогает ему лучше понимать математику и другие точные науки. Значит, дети, которые начинают с ранних лет учиться игре на музыкальном инструменте, развивают свои умственные способности гораздо быстрее, чем дети, в раннем детстве осваивающие компьютер.

Заставляет задуматься и то, что помимо развивающей роли музыки в ней еще и успокаивающее воздействие, и даже исцеляющая сила: спокойная, тихая, медленная музыка может обезболивать.

Пусть чаще звучат народные песни, классическая музыка выдающихся композиторов, избавляя нас от страха перед завтрашним днем, нормализуя высокое давление и частый пульс.

Виктор ПОЛУНИН.