3 1

«МНЕ ГОДЫ ВОЙНЫ 

ПОМНЯТСЯ ДО МЕЛОЧЕЙ»

 

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

                                                           А. Твардовский.

 

Из воспоминаний сестры участника Великой Отечественной войны Ивана Дмитриевича Шевцова, ветерана тыла и труда Е.Д. Рогожиной (Шевцовой).

 

…Голодная чума двадцатого века не обходит и наше родное село. Потеряв умершую от голода бабушку, на которой держался весь дом, наша большая семья решается покинуть обжитые места и выезжает в Дагестан, где отец нашел работу. Здесь и продолжилась его жизнь, тут он и похоронен…

Из биографии. Иван Дмитриевич Шевцов (1923-1982 гг.) Уроженец села Еловатка Саратовской области.

Какой ценой было завоевано счастье в День Победы 9 мая 1945 года, нам все нужно помнить!..

Мне годы войны помнятся до мелочей.

Июнь 1945 г. Лето берет свои права. Ночь на 22 июня в Избербаше выдалась чудной. Старший брат Иван с детьми отправляется к берегу моря встречать рассвет. Так он предоставляет маме возможность отдохнуть.

Иван в то время возглавлял добровольное общество спасения на водах. Встретив рассвет, вдоволь насладившись прохладой моря, ребята, довольные и веселые, возвратились домой. Жили мы у горы, где располагалось овцеводческое хозяйство.

А в городке днем какая-то мертвая тишина. Угрюмые люди ходят между домами. Из распахнутых окон доносятся звуки плача. Поинтересовались у прохожих и слышим страшное слово «война». Холодом обдало тело, подкосились ноги. Но, взяв себя в руки, бежим срочно сообщить родителям. А младший брат Петр помчался снова к берегу, сообщить новость Ивану. Телефонов тогда не было.

Страшное слово «война» пронзило черной стрелой сердца миллионов. Одних унеся навечно, другим тела искалечив, третьим оставив жуткую память о погибших солдатах.

Вспоминаются стихи:

«Пришла в родную сторону

Чужая вражья сила.

И порознь – мужа, сына, дочь

Из дома проводила.

Тусклое солнце, толпа у ворот,

В доме слёзы…

Брат на фронт уходил добровольно,

Шёл ему 19-й год».

Темная каморка в нашем доме, построенном перед войной из камыша, не имела ни электричества, ни газа. В комнате накурено, много мужчин, суровые лица. В глазах отца, мамы, сестры и младшего брата слезы. Их возможно сдержать. И добрый голос Ивана. Нужна помощь обороняющимся воинам Красной Армии спасать Родину!

Эшелон формировался в Каякенте. Четверо суток мы дежурили на железнодорожной станции, чтобы еще раз взглянуть на него – сына и брата. Наконец долгожданный тяжелый состав замедлил ход. Когда поезд медленно трогается в путь, Иван успевает всех обнять, взобраться в вагон и выкрикнуть народную поговорку: «Либо грудь в крестах, либо голова в кустах». Унес состав Ивана в черную темень войны, а в нашем доме оставалось еще восемь детей.

В пути за тридевять земель свою держал он цель: дойти до дома, хоть кружным путем. Придем домой с победой!

Горит земля, каждый день идут похоронки. Не обходит и наш дом страшная весть.

Постарела, стала белой вмиг мать. Но похоронке не верила и, качая седой головой, все твердила упрямо: жив мой сын, он вернется домой!

Случались (правда, очень редко) той весной чудеса. Лишь через определенное время разобрались в военкомате, что «ошиблись адресом однофамильца».

Ужас пережитого парализовал всех в доме, теперь стали сомневаться в той ошибке, пока не пришел полевой треугольник с почерком Ивана. Он сообщал: я жив и здоров, добиваем фашистов.

С победой и в наградах Иван вернулся домой. Он перенес жару и холод, грудью шел на край свинца. Терял друзей, видел голод, выдержал все тяготы и лишения фронтовой жизни. Война подкосила его здоровье. При форсировании реки Одер мой брат был простужен, серьезно заболел. После демобилизации торопился, «летел на крыльях домой», на чем придется, часто в открытых кузовах машин, вагонах с многочисленными пассажирами.

Скорей! Скорей домой!

Вернулся в поселок умирать, о приезде не сообщал.

Глубокая осень, ранний осенний вечер, улеглись псы возле овец.

И вдруг! Как взрыв, слышен лай своры собак, все ближе и ближе к дому. Отец спускает своего Бекаса с цепи: «На помощь». И в какой-то момент знакомый голос у порога: «Неужели Иван?» Взлетает в дом мужчина, однако, он ли это? Худое, изможденное лицо, глубокие залысины, пылает от высокой температуры.

Конечно, он! Его улыбка, его голос. Жив, жив наш Иванушка!

Страшный диагноз ставят врачи 23-летнему парню. Доктор дает наказ: больного держать в изоляции, детей к нему не подпускать (а в доме многочисленная семья). В доме холодно, голодно, тесно.

Только ли чудо, а может его сила воли, любовь родных помогают встать на ноги. Хотя эхо войны оставалось до конца жизни.

Любил он жизнь, имел много друзей. К 30-летию Великой Победы встречался с фронтовыми друзьями на Украине. Через пять лет его случайно встретила фронтовая подруга. Их трогательную встречу запечатлело дагестанское телевидение.

Иван Дмитриевич Шевцов был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны второй степени, медалями «За отвагу», «За трудовую доблесть, рядом юбилейных медалей.

Доучивался он уже после войны, в приличном возрасте, имея троих учеников, подавая им добрый пример. Окончил вечернюю школу рабочей молодёжи, вечерний механический техникум при ДагЗЭТО. Последние годы трудился старшим диспетчером на заводе. Отмечен медалью «Ветеран труда».

Война все больше давала о себе знать. На 59-м году жизни его не стало.