Внимание, выполняется обработка и размещение материалов на сайт! Возможны технические сбои.

 

СИЛА, ГАРАНТИРУЮЩАЯ УСПЕХ

 

5-1«Педагог – это солнце, и все живое тянется к его свету и теплу», – эти слова учитель русского языка и литературы СОШ № 12 г. Избербаша Салигат Шамхалова любит повторять чаще всего.

 

Этим постулатом обусловлено название автобиографичной книги «Стальное солнце», над которой она долго и усердно работает, а также сам подход к работе учителя – стать постоянным источником света для своих учеников. Сталь в данном случае – символ силы, которой должно быть с избытком у каждого, кто связан своей работой с детьми. Силы, защищающей от преждевременного сгорания. Силы, позволяющей идти вперед, несмотря на неудачи. Силы, вдохновляющей на успех. И этот успех не заставил ждать: 2016 год завершился для Салигат крупным достижением – она взяла 3 место в зональном этапе конкурса педагогического мастерства «Учитель года – 2017», тем самым обеспечив себе право на выход в республиканский тур.

За путевку в финальный в рамках Дагестана этап боролись лучшие педагоги из десяти городов республики. От них требовалось проявить свои профессиональные умения в конкурсах «Педагогическая мастерская» (презентация своей профессиональной концепции) и дать открытый урок. Представлявшая наш город, Салигат Магомедовна держалась уверенно и спокойно, отчасти потому что не новичок в такого рода состязаниях,  потому что хорошо знает свои силы и умеет правильно их приложить.

За 21 год работы она прошла путь профессионального взросления от учителя начальных классов в школе до преподавателя русского языка и культуры речи в вузе. Погруженность в работу у Салигат стопроцентная: она систематически проходит курсы повышения квалификации, занимается диссеминацией педагогического опыта, руководит работой ШМО, является наставником молодых специалистов и координатором движения предметных олимпиад. Своим главным успехом Салигат считает сам преподаваемый ею предмет, ведь на уроках русского языка и литературы можно говорить обо всем, что касается каждого из нас. «Филолог – это бескрайний океан, окунувшись в который каждый испытывает состояние катарсиса», – говорит С. Шамхалова. – «Иногда поиск, начатый на уроке, продолжается за его пределами. И  важно создать открытое образовательное пространство с помощью внеурочной деятельности: выступления на ежегодных фестивалях юных читателей, посвященных писателям-юбилярам Цветаевой,  Рождественскому,  Фазу Алиевой, Лермонтову,  Некрасову, участие на дистанционных олимпиадах «Мультитест», «Родное слово», «Инфоурок». Это проведение читательских конференций, встреч с писателями, поэтами и интересными людьми.

Особое удовольствие получаю от встреч с моими юными друзьями в поэтическом клубе «Глаголом жги сердца людей!». Так у нас родился поэт Юнусов Саид, который в республиканском конкурсе «Молодёжно-патриотическая платформа «Мой Дагестан» прошёл два этапа и в финале занял 2 место в номинации «Я патриот!». Мальчик на данный момент работает над поэмой. Думаю, у Саида большое будущее».

В своем выступлении на конкурсе и в личной беседе Салигат постоянно подчеркивает, что для нее важным компонентом в работе является сотрудничество с семьями ее учеников. «Скованные одной цепью, объединённые одной целью (учитель – ученик – родитель) мы  создаём будущее, формируем нацию совместно с педагогом-психологом,  классными руководителями, администрацией школы, коллегами».

Большое внимание Салигат Магомедовна уделяет системе поощрения, считая ее стимулом для дальнейших свершений. «Ребенку важно, чтобы его похвалили, будь то аккуратное ведение тетради, каллиграфия, выразительное чтение, иллюстрация к художественному произведению, оригинальное сочинение, стихотворение, за участие и победу на конкурсах».

Отличительной чертой характера нашей героини является скрупулезное отношение к работе. «Начиная с мелочи и детали, я рассуждаю и спорю, ошибаюсь и исправляюсь, словом, ищу пути решения выявленных проблем  в воспитании и обучении».

Удивление, познание и психологический комфорт – вот три кита, на которых строит свои отношения с учениками Салигат. На них она опиралась и при ведении урока, посвященного лирике Есенина, в рамках конкурса «Учитель года». Эффектным оказался интерактивный прием педагога – «граница»: подводя итоги урока, резюмируя полученную информацию, Салигат попросила встать в линию тех ребят, кто планирует в будущем жить и работать на благо родного города и республики. «Это и есть надежная граница Дагестана», – пояснила она, «которая находится в ваших руках – в руках неравнодушных, отзывчивых, талантливых людей».

Членам жюри Салигат честно призналась, что порой хочется попробовать себя в чем-то другом, но ноги сами несут в школу. А когда 1-го сентября, после долгих летних каникул, школьники несутся навстречу с громкими радостными криками, и десятки детских рук заключают в тесное кольцо, то понимаешь: «Школа стоит того, чтобы жить». Это и есть сама жизнь: беспокойная, шумная, разнохарактерная, непредсказуемая. Есть у С. Шамхаловой и заветная мечта: открыть частную школу – комфортную и для ребенка, и для педагога, между которыми не будет никакого барьера, а только дружеские партнерские отношения.

В апреле, в финале конкурса «Учитель года» ей предстоит еще раз доказать себе, что нет таких вершин, которые не поддались бы упорному и кропотливому труду. Хочется пожелать больше поводов для радости и гордости, продуктивных поисков себя, которые привели бы к новым приятным открытиям. Пусть никогда не настанет предел вашему совершенству!  

Муминат КУРБАНОВА.

Яндекс.Метрика