Внимание! На сайте ведутся профилактические работы. Приносим извинения, за технические сбои.

 

8 0ДОРИСОВАТЬ НЕЛЬЗЯ ЛОМАТЬ –

ГДЕ НУЖНА ЗАПЯТАЯ?

 

Щедрость – власть, как власть закала.

Где измена? Прочь бежала. Что ты спрячешь,

то пропало. Что ты отдал, то твое».

Шота Руставели

«Витязь в тигровой шкуре».

 

Вы когда-нибудь ловили себя на мысли, что вам хочется о ком-то или о чем-то рассказывать снова и снова? Возможно, это происходит потому, что эти истории питают нас словно живая вода…

 

Я уже писала о том, что чуть больше месяца назад судьба подарила нам радость встречи с удивительным человеком, настоящим Учителем, Шалвой Амонашвили. На своем авторском семинаре он рассказывал много историй из жизни, читал философские лекции, раскрывал суть своей педагогики, создавал Уроки на наших глазах и вместе с нами.

И в один из дней он вспомнил историю о том, как его учительница русского языка, не побоявшись проверок и отчетов, вместо списка «правильных партийных» произведений изучала с ними поэму «Витязь в тигровой шкуре». «Читайте лучшие книги!», – заключил Шалва Александрович и вспоминал еще много раз Варвару Вардиашвили – учителя, подарившего ему неугасимый свет, который остался с ним на всю жизнь. Этот свет нужен каждому из нас, и я поймала себя на мысли, что подобное чувство испытываешь от общения с единомышленниками. Я возьму смелость причислить себя к единомышленникам Шалвы Александровича. Ведь  даже один его метод дорисовывания чего стоит!

На встрече Мастер рассказал о дорисовывании как методе воспитания. Суть метода вызывает сильный эмоциональный отклик, потому что в нем – глубокая вера в божественную сущность человека! Это ответ авторитарным методам, которые часто встречаются в нашей системе образования и в семейном воспитании. Психология подтверждает, что люди любого возраста, особенно дети, имеют свойство вести себя в соответствии с тем представлением и  ожиданиями, которые исходят от окружающих.

Так, ребенок впитывает от нас представление о себе как о рыцаре или хулигане, как об умном или глупом, как о добром или агрессивном. А это представление находит продолжение в поступках и отношении к людям.

Метод дорисовывания помогает создать такой образ ребенка, который помогал бы ему раскрывать в себе лучшие качества. Этот образ должен быть ярким и привлекательным. Это как маяк на нашем пути. То, куда мы стремимся. При этом индивидуальность ребенка не ломается, а подчеркивается!

Процесс дорисовывания Шалва Амонашвили отразил в «Балладе о воспитании»:

«Великий Художник – Бог – создал эскиз будущей картины и сказал своему ученику – то есть нам: «Дорисуй и доведи до совершенства! Мы поняли, что Учитель испытывает нас. Но мы верим в нашего Учителя и чувствуем, что в эскизе скрыт шедевр. Мы призвали все наши способности и попытались представить этот шедевр. И начали дорисовывать эскиз: осторожно наложили первый штрих, первую краску, отошли в сторону, чтобы взглянуть, что получается. И видим: эскиз оживает. Без спешки, осторожно, с верою и любовью делаем другой штрих и накладываем краску. Эскиз ещё более оживает. Но нам понадобится не день, не месяц, а долгие годы, чтобы закончить весь эскиз. Ведь надо, чтобы у нас получился шедевр! О чём же мы будем молить Творца, чтобы довести дело до конца? О трёх вещах. О том, чтобы даровал Он нам веру в Первообраз, веру в себя, что делаем всё правильно, творящее терпение».

Кстати, дорисовывание – это не только метод воспитания детей. Это еще и способ развития отношений с окружающими. Ведь в каждом из нас смешаны самые разные  качества. Но что видим прежде всего? На что указываем? А с помощью простого приема – дорисовывания – мы получаем шанс увидеть лучшее в окружающих. Как сказал Шалва Александрович: «Не долюбливаешь кого-то – полюби! Упражняйся в любви! Тогда сердце будет расти!» А теперь мы говорим друг другу в сложной ситуации: «Дорисовывай!»

И еще один совет от Учителя. В один из дней он спросил: «Есть ли у кого пустой пакетик? Я прошу вас написать на бумаге те качества, от которых хотите освободиться, чтобы очистить свое сердце». Все сидящие в зале, включая Ш. Амонашвили, выполнили это задание с большим энтузиазмом! И пакет с нашими отречениями от «неправильностей» был сожжен на питерском снегу в окрестностях Института Детства… «Будьте королями своего сердца!» – подвел итог автор волшебного семинара.

Ну, а напоследок, притча от Шалвы Амонашвили. Во всех его притчах мы – реальные люди. И как говорит Шалва Александрович, «ищите смысл не в текстах, а в подтекстах!».

«Привели в школу нового ученика, уже выгнанного из трёх школ.

Зашёл на урок один учитель, взглянул на него и подумал: «Откуда только такие берутся…»

Пришёл другой учитель. Увидев нового ученика, произнёс раздражённо:

«Тебя ещё не хватало…»

Пришёл на урок третий учитель.

«У нас новенький?» – порадовался он.

Подошёл к новенькому, пожал руку, посмотрел в глаза, улыбнулся и сказал:

«Здравствуй!.. Я ждал тебя!..»

Оксана РАУДЕ,

учитель обществознания,

зам. начальника УО,

 отличник образования РД, 

почетный работник сферы

общего образования РФ.

Яндекс.Метрика