ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ –

ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ!

 

«Каждый может стать лидером, если вовремя грамотно будет

сориентирован преподавателями на то, чем необходимо заниматься».

В.В. Путин.

 

8 4Профессиональное самоопределение является животрепещущей темой для каждого выпускника. В 9-11 классах важна способность школьников определиться с предметом для итоговой аттестации – в зависимости от этого будут выбраны вуз и работа, в которой выпускник реализует себя в дальнейшем. На протяжении жизни приоритеты человека могут кардинально меняться, однако ресурсы выбранного предмета остаются профориентационными составляющими личности.

 

При выборе профессии у каждого человека возникает серьёзный вопрос, взвешиваются все за и против. Призвание быть артистом, художником, учителем, бухгалтером или поваром. Призвание может раскрыться с первыми шагами в детский сад, а может искаться всю жизнь. Обычно данный вопрос остро встает перед окончанием школы.

Современный этап социально-экономических преобразований в стране привел к глобальным изменениям на рынке труда, появлению новых профессий, повышению требований к подготовке кадров, изменению списка престижных профессий, росту безработицы, размытости профессиональных требований и др. На этом фоне общегосударственной проблемой становится создание надежной системы профессионально-психологической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников, в соответствии с их способностями и индивидуальными особенностями. Ко времени окончания основной или средней школы учащиеся должны подойти к обдуманному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования. Но в 14-16 лет подростку нелегко принять самостоятельное решение о выборе профессии, так как знания о какой-либо профессиональной деятельности, различных сферах труда, своих возможностях у него недостаточны. Поэтому часто учащиеся совершают свой выбор под влиянием случайных факторов: ориентируясь на общественный престиж, материальное обеспечение профессии, интерес, навеянный телевидением или литературой. Значимость профориентационной работы для современных школьников обусловлена переходом на профильное обучение в старших классах. Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления деятельности. Поэтому уже в 9 классе основной школы ученик должен  получить информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы и принять ответственное решение.

Люди, правильно сделавшие свой выбор  и работающие с удовольствием в той или иной сфере экономики, показывающие высокую производительность труда – важный стратегический ресурс для государства и общества, гарантирующий стабильность и рост. Профориентация должна содействовать рациональному распределению  трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства страны в кадрах определенных профессий. К тому же, современный мир, с его интенсивным ритмом развития, отдает предпочтение тем работникам, которые владеют не одной, а несколькими специальностями  Карьерный рост у таких людей развивается более быстро, а заработок приносит удовлетворение. 

Сложившаяся на сегодняшний день экономическая и политическая обстановка предъявляет все возрастающие требования к индивидуальным психофизическим особенностям человека. Рыночные отношения в корне изменили  характер и цели труда: возрастает его интенсивность, растет напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Как показывает психолого-педагогическая практика, не столь важно заложить в ребенке любовь к той или иной профессии, сколь необходимо развивать в нем выявленные присущие именно ему способности, задатки и таланты. Выпускника школы надо сориентировать на завтрашний день, научить его трудиться и получать удовлетворение от своей трудовой деятельности. Ведь всем известно, что человек выбравший подходящую профессию никогда не будет «просто работать», он будет жить полноценной жизнью, наполненной радостью  и удовлетворением от выбранной профессии.

Профориентация школьников направлена на оказание подросткам помощи в  выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов  в выборе профессии, а также формировании потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Говоря о профессиях, необходимо знать, какое направления выбрать, чтобы получать достойную зарплату для полноценной жизни.

На сегодня и в ближайшие 5 лет успешными, востребованными, где можно неплохо заработать являются следующие профессии: строитель (пока дома строят люди, а не роботы эти профессии будут востребованы), маркетолог, блогер, таргетолог, финансист, IT специалист, программист, системный аналитик, специалисты газо- и нефтедобывающей отрасли, физики, врачи узких направлений, адвокаты. Тем, кто не сможет поступить в высшие учебные заведения, тоже можно не переживать, сейчас немало профессий, где можно пройти курсы, получить профессию и работать и зарабатывать себе на жизнь: салонные специальности, строительные, поварские, водители.

ГКУ РД «Центр занятости населения в МО «город Избербаш» предоставляет  подросткам государственные услуги по профориентации, тестированию, а также услуги по профессиональному обучению специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, тем, кто по каким-либо причинам после окончания школы не сможет поступить в профессиональные учебные заведения.

С. МУСАЕВА,

ведущий инспектор Центра занятости населения.