ВЫПУСКНИКУ ШКОЛЫ

 

10 0Ежегодно для старшеклассников нашего города организуются Ярмарки вакансий учебных мест с целью оказания помощи выпускникам в выборе профессии, ознакомления с учебными заведениями нашего города и региона, получения знаний об условиях приема и обучения в этих учебных заведениях. Перед старшеклассниками встает нелегкий выбор, какую профессию, выбрать и куда пойти учиться.

  

При выборе приоритетов зачастую совершаются такие ошибки как:

•* ориентировка исключительно на престиж профессии (высокую заработную плату);

•* выбор учебного заведения «за компанию» с друзьями и одноклассниками;

•* следование только указаниям родителей;

•* снижение до минимума трудностей обучения;

Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений,  путем проб и ошибок. Давайте рассмотрим факторы, которые влияют на выбор профессии:

  1. Знания о профессиях и их востребованности:

- наше представление о профессии;

- знание «рынка труда».

   Надо учитывать возможные жизненные перспективы, которые дает выбранная профессия.

  1. Склонности (интересы, мотивы труда).

 - чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие;

 - для чего мы хотим получить данную профессию.

  1. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

- какие способности и задатки имеются у нас;

- может ли наше здоровье повлиять на выбор профессии.

Проанализировать соответствуют ли личностные качества тем качествам, которые требует выбранная профессия.

  1. Уровень притязаний и самооценка.

Спроси себя «Что меня интересует – люди, техника, животные, информация,  искусство и к чему есть склонности?  Исследование, производство, управление, контроль, обучение? Что меня привлекает и вызывает интерес?

  1. Позиция учителей, профессионалов.

- мнение школьных учителей о возможностях ученика;

- опыт педагогов;

- педагоги знают индивидуальные способности каждого.

Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассников. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. Многие родители планируют будущее своего ребенка заранее. Они принимают активное участие в его учебе, настаивают на выборе определенной профессии, давят авторитетом, таким образом, частенько «захватывают» в свои руки судьбу и волю своих детей. Они исходят из своего опыта, им кажется, что они точно знают – как надо жить.  Но мир родителя, пусть даже прожившего долгую жизнь, это мир одного человека. За ним можно не увидеть всего огромного мироздания, не увидеть всех его возможностей! В этом случае родителям кажется, что они исходят из интересов ребенка: ведь отличники могут добиться в жизни огромных высот. На самом деле здесь мы можем проследить проявление эгоизма: они видят доказательство своей значимости в успехах ребенка. Альберт Эйнштейн был двоечником, а Маяковский писал с ошибками, тем не менее, первый стал знаменитым ученым, а второй поэтом мирового масштаба.

 

Что же делать ребенку: довериться родительскому чутью или все-таки идти своей дорогой?

Нужно начать с того, что ответственность за свою судьбу вырабатывается как раз в возрасте 15-17 лет. Хотя в это время еще существует «слабость» – зависимость от родителей (территориальная, финансовая, психологическая). Многие бояться взять на себя ответственность за свою судьбу и часто вынуждены следовать родительским наказам.

С одной стороны – поддержка и помощь при поступлении в вуз действительно важны и с психологической и с материальной точки зрения.

С другой стороны ребенок остается без выбора, он вынужден жить так, как его заставляют родители.

Очень часто родители пытаются самореализоваться за счет ребенка, реализовать свои несбывшиеся юношеские мечты. Они требуют от него только хороших оценок или  заставляют учиться там, где, по их мнению, ему будет лучше.

 

Как ребенку справиться с этой сложной для него ситуацией?

Единственным и самым действенным способом решения здесь является откровенный спокойный разговор с родителями по проблеме выбора профессии/ВУЗа. Вам, их детям, нужно донести до них следующее:

Во-первых, ваше несогласие с советами и требованиями родителей это всего лишь проявление самостоятельности. Каждый из нас прошел и должен пройти свой путь «проб и ошибок». Спросите у своих родителей, ошибались ли они когда-нибудь в жизни? Смогли бы они сейчас жить именно так, как живут, если бы не совершали тех ошибок? Все ли советы, которые им в молодости давали представители старшего поколения, оказались полезными? То, что вы не хотите следовать слепо их советам, это отнюдь не проявление безразличия к ним, не отказ от их заботы и не предательство, а всего лишь реализация права на ошибку и поиск себя в этом мире.

Во-вторых, разработайте собственный план – список необходимых для выбора профессии действий и пройдите вместе с родителями этот план поэтапно, начиная с анализа предложений на рынке образования, анализа спроса на рынке труда, оценки своих способностей, склонностей, знаний и т.п. Постарайтесь объяснить родителям, какие есть у вас способности, для какого рода деятельности они наиболее подходят. Пофантазируйте на тему: «Моя жизнь после неправильно выбранной профессии», донесите до родителей мысль о том, что выбрав «неудачную» профессию, они лишают своего ребенка радостей жизни, ведь занятие «чужой» профессией это всегда психологическое, эмоциональное и физическое напряжение, которое имеет свои границы.

В-третьих, осведомляйтесь совместно с родителями, читайте о профессиях (сайт www.profguide.ru), если есть возможность – поговорите с профессионалом об его работе. На сегодняшний день существует огромный выбор востребованных  профессий это: менеджмент, маркетинг, банковское дело, медицина и образование, строительство, инженерное дело, различные рабочие профессии, туризм и гостиничное дело и многое другое. Выбор за вами!

                                    А.Б. ОМАРОВА,

ведущий инспектор по профконсультированию

«ГКУ РД ЦЗН в МО город Избербаш».

Яндекс.Метрика