СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТЕПЕРЬ СТРОИТСЯ

ПО-НОВОМУ

 

С 1 января 2015 года вступил в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан; полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания граждан; права и обязанности получателей социальных услуг; права и обязанности поставщиков социальных услуг.

О том, что нового вносит этот закон в систему социального обслуживания, мы беседуем с директором КЦСОН Лианной Абдулгамидовной Багатыровой.

– Лианна Абдулгамидовна, закон очень большой, поэтому давайте остановимся только на самых основных его положениях, которые будут интересны большому кругу наших читателей.
– Наверное, первое, что нужно знать гражданам: кто и как признается нуждающимся в социальном обслуживании?
– Вначале отмечу, что если раньше бесплатные услуги оказывались тем, у кого доходы не превышали прожиточный минимум в регионе, то с этого года ограничительная планка поднялась до полутора прожиточных минимумов. А значит, число бесплатников должно увеличиться. Отмечу, что величина прожиточного минимума на душу населения составляет 7179 рублей. Для трудоспособного населения это – 7488 рулей, для пенсионеров – 5746 рублей, для детей – 7076 рублей.
Признать человека нуждающимся в социальном обслуживании можно, если существует ряд обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизни.
1.Полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2. Наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3. Наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4. Отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5. Наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6. Отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7. Отсутствие работы и средств к существованию;
8. Наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
– Что в таком случае служит основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания?
– Заявление гражданина или его законного представителя, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
– Согласно новому закону на каждого гражданина, нуждающегося в социальных услугах, будет составляться индивидуальная программа. Что это такое и для чего она нужна?
– Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.
Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года.
Для гражданина или его законного представителя она имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг – обязательный характер. В нашем центре создана специальная комиссия по признанию граждан нуждающимися в соцобслуживании. В нее входят 10 человек – заведующие отделениями Центра, психолог, врачи, логопед.
– Какие формы и виды социального обслуживания предполагает новый закон?
– Тут практически ничего не изменилось. Закон по-прежнему предполагает социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание и стационарное социальное обслуживание. Что касается видов, то они весьма разнообразны. Тут и социально-бытовые, и социально-медицинские, и социально-психологические, и социально-педагогические услуги. А также социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала и срочные социальные услуги.
Услуги могут быть как платными, так и бесплатными. Бесплатно они предоставляются несовершеннолетним детям; лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных конфликтов и в случае, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации. Также законом предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно.
Для тех, к кому уже прикреплены социальные работники, ничего не меняется, дополнительно наведываться в отделы соцзащиты не нужно. Сделать это следует только в случае, если они сами желают что-то изменить.
Кроме того, расширяется спектр поставщиков услуг – к социальному обслуживанию, кроме государственных организаций, будут допущены негосударственные организации и индивидуальные предприниматели.
– Рамки газетного интервью не позволяют более подробно остановиться на остальных статьях закона. Мы к нему еще вернемся, ведь получателей социальных услуг в виду нынешнего социально-экономического положения меньше не становится. В следующем номере будут опубликованы тарифы на предоставление социальных услуг. А пока спасибо за беседу.

 

Анастасия МАЗГАРОВА.