ЗАЩИТА ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ

В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

 

8 0Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.

В первую очередь дети и семьи с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на получение помощи и поддержки со стороны органов социального обеспечения.

 

Для оказания социальной помощи в ГБУ РД КЦСОН в МО «город Избербаш» функционирует отделение срочной социальной помощи, отделение дневного пребывания детей и семей с детьми  и отделение социального обслуживания на дому детей и семей с детьми. Специалисты и психологи отделений зачастую ведут совместную работу с субъектами системы профилактики, оказывая детям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, социальное сопровождение и всевозможную помощь в рамках своих полномочий, в соответствии с  Конституцией Российской Федерации.

Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это:

•* дети, оставшиеся без попечения родителей;

•* дети-инвалиды;

•* дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

•* дети, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

•* дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

•* дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

•* дети, жертвы насилия;

•* дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

•* дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

•* дети, проживающие в малоимущих семьях;

•* дети с отклонениями в поведении;

•* дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает формы устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и законных интересов, усыновление, опеку и попечительство, условия передачи и содержания детей в приемных семьях и другие вопросы.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут помещаться в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, к которым относятся: дома ребенка; детские дома; школы-интернаты общего типа; школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями; детские дома семейного типа; дома-школы; детские дома смешанного типа и др. При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании (статья 123).

Одной из приоритетных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление. В отношении несовершеннолетних усыновление допускается только в их интересах, запрещено усыновление братьев и сестер разными лицами, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей (статья 124). Для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие (статья 132). Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, сохраняет его и после усыновления (статья 138).

В случае отсутствия возможности для усыновления над ребенком может быть установлена опека (попечительство), которая устанавливается с целью их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и законных интересов.

Опека и попечительство являются наиболее широко применяемой формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. 

Попечительство – над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (статья 145).

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

- воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу с его стороны, совместное с ним проживание;

- обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважения их человеческого достоинства;

- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

- сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на его получение;

-  защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).

Дети, находящиеся в воспитательных, лечебных учреждениях или иных учреждениях социальной защиты населения, имеют право на: содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на его получение; льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде по окончании пребывания в указанных учреждениях (статья 149).

Ребенок, не достигший совершеннолетия, может быть передан в приёмную семью на определенный срок. Передача ребенка в данную семью производится с учетом его мнения, а при достижении возраста десяти лет  только с его согласия. Ребенок, находящийся в семье сохраняет за собой все права.

Законодательство Российской Федерации о защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, основывается на Конституции РФ, которая гарантирует защиту их прав, как в благоприятных условиях, так и сложных жизненных ситуациях.

 Подготовила Расита ИСАЕВА.