ВЫБОР ПРОФЕССИИ – ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ

 

12 0Человек, выбирающий свою будущую профессию, должен достаточно четко представлять ту профессиональную общность, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.

 

Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же исследований, учащиеся могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25 % детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 % – по совету родителей, 9 % – под влиянием средств массовой информации. Еще 9 % руководствуются малозначительными факторами: хорошая зарплата, по профессии родителей. И только 40 % подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.

Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Родителям важно знать, что степень их влияния на профессиональный выбор ребенка колоссальна. Причем это влияние необязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, личный профессиональный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и многое другое.

Хочется предостеречь родителей от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если их вариант идет вразрез с желаниями ребенка. Таким образом, к ошибкам выбора ребенка можно добавить ошибочные взгляды родителей на эту проблему.

Профориентация направлена на оказание обучающимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

Не так важно, будете вы учиться на биолога, хирурга, программиста или психолога – ключевым требованиям становится следование современным профессиональным тенденциям. При этом настоятельно рекомендовано высшее образование. Даже если вы не будете работать по специальности, интеллектуальное развитие в вузе обычно более мощное, чем в техникуме или колледже. С точки зрения специальностей будущего наиболее востребованными отраслями являются: биология, IT, робототехника, химия, менеджмент.

Новому миру – новые профессии! Робототехники, космические дизайнеры и борцы со старением – возможно, в недалеком будущем рынок труда изменится до неузнаваемости. И перед выбором профессии необходимо выяснить, какие специалисты сейчас начинают пользоваться спросом.  Отмечу, что в тренде остаются и инженерные специальности. Не менее востребованными будут проектировщики и архитекторы. Однако на первый план выходят профессии, связанные с умственным трудом. Тяжелую физическую работу на себя примут машины. Исключением может стать только спорт, но и он под вопросом – соревнования среди роботов уже пользуются колоссальной популярностью.

Не исключено, что в России профессии будущего будут появляться чуть позже, чем в США или в Европе. Но в условиях глобализации и повсеместной интеграции технологий этот разрыв не будет существенным. Уже сегодня абитуриентам предлагают думать о будущем и следовать новым тенденциям. Эти же рекомендации касаются студентов и людей, которые уже работают – важно идти в ногу со временем, чтобы в какой-то момент не остаться за бортом цивилизации и не перестать котироваться в профессиональной среде.

Анжела ОМАРОВА,

ведущий инспектор по профконсультации.