КОНСТИТУЦИЯ ДАГЕСТАНА И СУДЬБЫ НАРОДОВ

 

1Вопросы возникновения, становления, развития и укрепления дагестанской государственности, основанной на добрососедском историческом опыте народов Дагестана в составе Российской Федерации, всегда вызывали живой интерес со стороны общественности и являлись объектом научного исследования историков, правоведов и политологов. Они особенно актуальны сейчас, когда сфера межнациональных отношений подвергается массированным атакам деструктивных сил как внутри государства, так и за его пределами, а само единство дагестанских народов испытывается на политическую зрелость.

 

Отвечая на эти вызовы, мы в первую очередь обращаемся к Основному Закону республики – Конституции Дагестана, в которой определены права и обязанности. Конституция – это основной документ, определяющий национально-государственное устройство Дагестана. Он находится в едином политико-правовом поле России как демократического, федеративного, многонационального и поликонфессионального государства. Сегодня дагестанцам важно осознать, что Конституция Дагестана возникла не на пустом месте, она сформирована на основе веками складывавшегося уникального исторического, общественно-политического, культурного и нравственного феномена – духовной общности и генетической близости веками живущих по соседству народов.

10 июля 2003 года Конституционным Собранием РД была принята новая Конституция Дагестана, официально обнародованная 26 июля. Ежегодно в этот день во всех городах и районах республики проходят праздничные мероприятия в ознаменование этого исторического события.

История конституционного строительства в нашей республике связана с конституциями советского периода, в частности 1921, 1927, 1937 и 1978 годов. Первая дагестанская Конституция 1921 года закрепила конкретные полномочия, обеспечивающие автономное существование Дагестанской Республики, установила систему органов государственной власти и управления республики, законодательно закрепила и основные принципы избирательной системы, закрепила за республикой определенный круг полномочий. Нет никаких сомнений в том, что именно первая Конституция, документально закрепившая дагестанскую государственность, способствовала прогрессивному развитию всех народов горного края на основе их политического и культурного единства. Дагестанцы пользовались всеми преимуществами государственности в рамках огромной страны. Вместе с тем необходимо говорить о чрезмерной централизации власти в союзных органах государственного управления, что приводило к некоторому восприятию Дагестана как обычной административно-территориальной единицы. Подобное восприятие приводило к перекосам в сфере формирования межнациональных отношений, когда не учитывались особенности компактного расселения народов, местные обычаи и традиции.

Конституция РСФСР 1937 г. установила право автономной республики иметь свою конституцию, учитывающую особенности республики и построенную в полном соответствии с основными законами РСФСР и СССР.

Конституция ДАССР 1978 г., принятая в соответствии с Конституцией СССР 1977 г. и Конституцией РСФСР 1978 г., воспроизводила применительно к ДАССР основные положения соответствующих разделов и глав Конституции СССР, РСФСР. Конституция расширила круг прав и свобод граждан ДАССР и предусмотрела усиление их гарантий, расширила круг обязанностей граждан.

После распада СССР в стране наметились негативные процессы национального размежевания, был брошен безответственный лозунг о неограниченном национальном суверенитете, после чего некоторые автономные республики в составе России стали предпринимать шаги в сторону сепаратизма. В этих условиях с целью обеспечения межнационального согласия и мира была принята Конституция Республики Дагестан 1994 года, которая подтвердила статус Дагестана в составе России. Самое главное в этой Конституции – это то, что в ней закреплены принципы развития дагестанской национальной государственности на современном этапе.

Работа над разработкой велась долго. Практически она началась еще в 1990 г. с образования Конституционной комиссии РД, в состав которой вошли видные государственные и общественные деятели республики, ученые-правоведы, практикующие юристы, авторитетные представители общественных объединений, религиозных организаций, различных социальных групп населения. В период этой работы главной задачей руководства РД являлись обеспечение общественной безопасности и создание условий для сохранения мира и согласия в обновляющемся дагестанском обществе.

После неоднократного всенародного обсуждения проекта Основного Закона республики он был принят Конституционным Собранием РД, состоявшим из 222 депутатов Верховного Совета РД, а также 226 участников от городов и районов. Кроме членов Конституционного Собрания РД, в процессе принятия Конституции участвовали приглашенные Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, ветераны Великой Отечественной войны, представители всех политических партий, национальных движений, религиозных общин, научной интеллигенции и культуры, главы городских и районных администраций. Пропорциональность представительства послужила надежной гарантией того, что Республика Дагестан обретёт Конституцию, максимально соответствующую реалиям жизни.

Новая Конституция РД закрепила исторический выбор дагестанцев быть в составе Российского государства.

Мы традиционно гордимся тем, что дагестанцы при наличии разных, порой противоположных политических убеждений, как правило, настроены на диалог, им свойственно стремление прийти к общей позиции, если того требуют высшие интересы Дагестана и Российского государства в целом. Так было на многих поворотных, судьбоносных этапах нашей истории. Как отмечает в  книге «Судьбы народов России в XXI веке: стратегия государственной национальной политики» Глава РД Рамазан Абдулатипов: «…самое худшее – это поиск врагов среди исторически родственных российских национальностей…, толкая их к озлобленности и противостоянию, разрушая тем самым стабильность и единство страны». Именно такой подход к решению проблем Дагестана, отложенных в прошлом и встающих перед нами сегодня, который исключает недопонимание между народами, является единственно возможным, работающим на будущее республики.

Конституция РД – это не только основной правоустанавливающий документ, но и действенное средство, призванное консолидировать общество. Это общественный договор, который не только объединяет людей разных взглядов и убеждений, предоставляет всем равные права и устанавливает равные обязанности, но и гарантирует решение многих задач государством.

Одним из инструментов решения задач государственно-национальной политики в Дагестане в контексте соблюдения гарантий, предоставляемых гражданам Конституцией Республики Дагестан, является объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей научного сообщества и национально-культурных общественных объединений в достижении общей цели – национально-культурное развитие всех дагестанских народов. Многонациональность выступает жизненно необходимым фактором единства этнонаций. Это позволит обеспечить более полную реализацию национально-культурных интересов и потребностей дагестанцев. Тот факт, что Правительством России принята отдельная подпрограмма «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2015 – 2025 годы» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года, вселяет уверенность в повышении уровня социального самочувствия дагестанцев.

 Зикрула Ильясов,

председатель Совета ДРО

Ассамблеи народов России.

Яндекс.Метрика