656740ВЫБИРАЯ ПРОФЕССИЮ

 

Самым важным, неотложным и трудным делом для старшеклассника является выбор профессии.

 

Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его. Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота.

В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.

Есть два способа выбирать профессию. Один – метод «проб и ошибок», когда ищешь в слепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то, если повезет. Ведь профессий – десятки тысяч. Возможен другой путь – изучить, прежде всего, самого себя – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы, словом все то, что делает каждого человека индивидуальным. Затем ознакомиться с миром профессий, узнать требования профессии к человеку – и соотнести их со своими особенностями. Только тогда выбор профессии будет точным и осмысленным.

Успешность выбора профессии в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии, связанной с формированием профессиональной направленности личности, адекватной самооценкой способностей, реалистичным уровнем притязаний, устойчивыми профессиональными намерениями и достаточной информированностью о профессиях.

Интересными являются мотивы, отмеченные известным ученым Гансом Селье. Вот те мотивы, под воздействием которых человек, обладающий достаточной квалификацией, может добиться успеха и процветания на научном поприще:

– бесконечная любовь к Природе и Правде;

– восхищение красотой закономерности;

– простое любопытство;

– желание приносить пользу;

– потребность в одобрении;

– ореол успеха. И, наконец, последнее по порядку, но не по важности: боязнь скуки...

В настоящее время формируется новый тип личности, который по своим чертам принципиально отличается от типа личности, воспитанного в традициях коллективной морали «советского человека». Специфические черты личности нового типа: готовность к риску, личностная ответственность за свои поступки, способность рассчитывать, прежде всего, на свои силы, умение приспосабливаться к экономической конъюнктуре.

В идеале профессия должна позволить наиболее полно выразиться и раскрыть свои таланты. Человек должен получать радость от своей работы, как-то самовыражаться через нее. Очень важно, чтобы работа доставляла вам радость – потому что ненависть к ней вы будете испытывать не только с 8 до 17 час, она будет отравлять вашу жизнь круглосуточно.

Со временем ваши интересы и пристрастия могут измениться. Некоторые оканчивают институт и сразу выясняют, что их интересует совсем другое дело. Иногда для реализации желаний необходимо как минимум получить два образования. Кроме того, сейчас все больше людей за тридцать и даже за сорок радикально меняют свои занятия. Очень многие вынуждены возобновлять учебу в вузах, колледжах.

 Статус предпринимателя становится все более привлекательным для значительной части подрастающего поколения. Несмотря на все это, главной по-прежнему остается  цель.  Наличие цели поможет тебе сфокусировать свою энергию.

Если у вас нет желания продолжать учебу, наверное, самое правильное после окончания школы пойти работать. Особенностью сегодняшнего российского рынка труда является то, что наряду с ростом незанятого населения наблюдается дефицит рабочей силы.  Но обратите внимание вот на какой факт: люди с профессиональным и высшим образованием зарабатывают в несколько раз больше,  если работают по специальности, чем выпускники школ.

Учитывая спрос на  рабочие профессии,  Центр занятости населения проводит работу по организации профессионального обучения безработных граждан по специальностям, пользующимся спросом на рынке труда.