Внимание! На сайте ведутся профилактические работы. Приносим извинения, за технические сбои.

 

ВЫБИРАЯ ПРОФЕССИЮ, ВЫБИРАЕМ ОБРАЗ ЖИЗНИ

 

053b9808-41de-46b8-a9d8-014edaea3d53«Кем вы работаете?» – это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Найти себя в этом мире означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться «в форме», сохраняя физическое и психическое здоровье. Поэтому выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.

 

Выбирая работу, приходится учитывать возраст, пол, личные амбиции,  семейные обстоятельства, финансовые возможности и многое другое. Иногда можно допустить ошибку, выбрав не ту профессию, и всю жизнь страдать от нелюбимой работы. Само слово профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности. Кроме того, профессия  – это ещё и знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой.

Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.

Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием  настроения, поверхностных впечатлений,  путем проб и ошибок. Давайте рассмотрим факторы, которые влияют на выбор профессии:

1. Знания о профессиях и их востребованности:

– наше представление о профессии,

– знание «рынка труда».

Надо учитывать возможные жизненные перспективы, которые дает выбранная профессия.

2. Склонности (интересы, мотивы труда).

 – чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие,

 – для чего мы хотим получить данную профессию.

3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

– какие способности и задатки имеются у нас,

– может ли наше здоровье повлиять на выбор профессии.

Проанализировать соответствуют ли личностные качества тем качествам, которые требует выбранная профессия.

4. Уровень притязаний и самооценка.

Спроси себя «Что меня интересует – люди, техника, животные, информация,  искусство и к чему есть склонности?  Исследование, производство, управление, контроль, обучение? Что меня привлекает и вызывает интерес?

5. Позиция учителей, профессионалов.

– мнение школьных учителей о возможностях ученика,

– опыт педагогов,

– педагоги знают индивидуальные способности каждого.

Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассников. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. Многие родители планируют будущее своего ребенка заранее. Они принимают активное участие в его учебе, настаивают на выборе определенной профессии, давят авторитетом, таким образом, частенько «захватывают» в свои руки судьбу и волю своих детей. Они исходят из своего опыта, им кажется, что они точно знают – как надо жить.  Но мир родителя, пусть даже прожившего долгую жизнь, это мир одного человека. За ним можно не увидеть всего огромного мироздания, не увидеть всех его возможностей! В этом случае родителям кажется, что они исходят из интересов ребенка: ведь отличники могут добиться в жизни огромных высот. На самом деле здесь мы можем проследить проявление эгоизма: они видят доказательство своей значимости в успехах ребенка. Альберт Эйнштейн был двоечником, а Маяковский писал с ошибками, тем не менее, первый стал знаменитым ученым, а второй поэтом мирового масштаба.

Что же делать ребенку: доверится родительскому чутью или все-таки идти своей дорогой?

Нужно начать с того, что ответственность за свою судьбу вырабатывается как раз в возрасте 15-17 лет. Хотя в это время еще существует «слабость» – зависимость от родителей (территориальная, финансовая, психологическая). Многие боятся взять на себя ответственность за свою судьбу и часто вынуждены следовать родительским наказам.

С одной стороны – поддержка и помощь при поступлении в вуз действительно важны и с психологической, и с материальной точки зрения.

С другой стороны ребенок остается без выбора, он вынужден жить так, как его заставляют родители. Очень часто родители пытаются самореализоваться за счет ребенка, реализовать свои несбывшиеся юношеские мечты. Они требуют от него только хороших оценок или  заставляют учиться там, где, по их мнению, ему будет лучше.

Как ребенку справиться с этой сложной для него ситуацией?

Единственным и самым действенным способом решения здесь является откровенный спокойный разговор с родителями по проблеме выбора профессии /вуза. Вам, их детям, нужно донести до них следующее:

Во-первых, ваше несогласие с советами и требованиями родителей это всего лишь проявление самостоятельности. Каждый из нас прошел и должен пройти свой путь «проб и ошибок». Спросите у своих родителей, ошибались ли они когда-нибудь в жизни? Смогли бы они сейчас жить именно так, как живут, если бы не совершали тех ошибок? Все ли советы, которые им в молодости давали представители старшего поколения, оказались полезными? То, что вы не хотите следовать слепо их советам, это отнюдь не проявление безразличия к ним, не отказ от их заботы и не предательство, а всего лишь реализация права на ошибку и поиск себя в этом мире.

Во-вторых, разработайте собственный план – список необходимых для выбора профессии действий и пройдите вместе с родителями этот план поэтапно, начиная с анализа предложений на рынке образования, анализа спроса на рынке труда, оценки своих способностей, склонностей, знаний и т.п. Постарайтесь объяснить родителям, какие есть у вас способности, для какого рода деятельности они наиболее подходят. Пофантазируйте на тему: «Моя жизнь после неправильно выбранной профессии», донесите до родителей мысль о том, что выбрав «неудачную» профессию, они лишают своего ребенка радостей жизни, ведь занятие «чужой» профессией это всегда психологическое, эмоциональное и физическое напряжение, которое имеет свои границы.

В-третьих, осведомляйтесь совместно с родителями, читайте о профессиях, если есть возможность – поговорите с профессионалом о его работе.

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

 Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину.   На сегодняшний день существует огромный выбор востребованных  профессий это: менеджмент, маркетинг, банковское дело, медицина и образование, строительство, инженеры, химики, специалисты в области компьютерных  технологий, в области туризма и многое  др.  Многие думают, что самые востребованные и высокооплачиваемые профессии в России не относятся к рабочим специальностям. Отнюдь, в последние годы наблюдается острый дефицит специалистов данной сферы, даже без опыта работы.

Формирование профессионала происходит в течение всей жизни, и может оказаться, что выбор был сделан неправильно. Родители должны подготовить своего ребенка к этому, подтолкнуть его к идее освоения параллельных или смежных специальностей, поддерживать любые его интересы. Однако следует помнить, что это всего лишь рекомендации специалиста, а выбор делает сам выпускник. Поступление в учебное заведение – это только начало истории.

Если выбор будет  сделан осознанно, работа будет мотивировать и заставлять двигаться вперед.

С. МУСАЕВА,

вед. инспектор

Центра занятости населения.

 

Яндекс.Метрика