О ПРИЧИНАХ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА

 

5 5В школьной среде наиболее уязвимы дети, имеющие внешние, поведенческие, национальные и другие особенности. Однако любой ребёнок может стать объектом травли в среде сверстников. Чаще всего дети и подростки в школьной среде подвергаются физическому и психологическому насилию.

 

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Психологическое насилие – это однократное или систематическое воздействие на ребенка, нанесение ему оскорблений, унижение его чести и достоинства.

Данные виды насилия одинаково разрушительны для психики ребёнка и несут серьёзные последствия для его самооценки и социализации в обществе.

 

Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются:

– капризность, привередливость;

 – депрессия;

– агрессивность;

– нарушение аппетита;

– раздача подарков окружающим;

– психологическая травма;

– перемены в поведении и другие.

 

Вас должны насторожить высказывания ребенка:

1. Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».

2. Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).

3. Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).

4. Прощания.

5. Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство – это естественный отбор, то почему же я не убьюсь наконец?» и т.п.).

6. Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

 

Советы родителям

1. Не следует настраивать ребёнка против участия в школьных мероприятиях, даже если они кажутся вам и ребенку недостаточно интересными.

2. Постарайтесь не выделять своего ребёнка среди одноклассников дорогостоящей одеждой, мобильными телефонами, броскими украшениями.

3. В беседе с ребёнком следует объяснить ему важность выполнения общих требований для всех детей в классе.

 

Если вы узнали о факте насилия в школе, в результате которого ребенок не пострадал физически, вам следует:

– поговорить о произошедшем с учителем, одноклассниками вашего ребёнка и их родителями;

– если обращение не нашло должного отклика, вы можете обратиться с заявлением к директору школы;

– при неудовлетворительном результате данных обращений вы имеете право обратиться в управление образованием или прокуратуру.

 Если результатом жестокого обращения с ребенком в школе стал очевидный ущерб его здоровью, предлагаем вам:

– выявить круг потенциальных свидетелей факта насилия;

– организовать медицинское освидетельствование у школьного врача, обратиться в травмпункт или «скорую помощь», в течение трех дней с момента совершения деяния, пока не прошли синяки, ссадины и иные следы насилия;

– обратиться в полицию по телефону 102 или по детскому «телефону доверия» – 8-800-2000-122;

– воспользоваться помощью психолога или психотерапевта.

Уважаемые родители и педагоги! Помните! Насилие в семье и школе пагубно влияет на развитие ребёнка, его настоящее и социальное становление в будущем!

 

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида

1. Сохраняйте контакт со своим ребенком. Для этого расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.

2. Говорите о перспективах в жизни и будущем. Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения.

3. Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха.

4. Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка.

5. Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться, и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, и в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.

6. Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

 

Необходимо отметить, что помимо поддержки родителей подростки испытывают эмоциональную потребность в общении со сверстниками-друзьями, у которых были бы схожие взгляды и интересы. Иногда подростки часто обращаются к Интернету в поисках «родственной души». Однако Интернет таит в себе множество опасностей. Дети могут столкнуться с сайтами, пропагандирующими насилие, порнографию, межнациональную и религиозною рознь, употребление наркотиков и алкоголя.

Родителям необходимо знать, какую информацию ребенок ищет в Сети, на какие сайты заходит со своего телефона или планшета. В целях обеспечения безопасности ребенка в Интернете, родителям (законным представителям) стоит отслеживать, как ребенок использует сеть: устанавливать фильтры веб-содержимого, управлять контактами электронной почты или ограничить общение ребенка через Интернет.

Большую опасность для детей представляют смертельные игры в Сети, такие как: «Синий кит», «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20», «Тихий дом», «Рина», «Н я пока», «Море китов», «50 дней до моего…». В социальных сетях, в частности в «В Контакте» распространяются группы (сообщества), призывающие несовершеннолетних к совершению самоубийств, а также культивирующие идеи суицида. В таких «группах смерти» детям даются задания, которые включают в себя самоповреждение (порезы, причинение вреда здоровью), отсутствие ночного сна, просмотр видео и прослушивание музыки, отправленной детям из таких сообществ. Последним заданием «смертельной игры» – будет задание совершить самоубийство.

 

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

5 1

 

ОМВД России по г. Избербашу.