ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ:
ПРИВЛЕКАЕМ К РАБОТЕ ПРАВИЛЬНО!
В жилищно-коммунальном комплексе в силу многих причин достаточно широко используется труд мигрантов. Не секрет, что зачастую при этом нарушаются законодательные нормы. Однако далеко не всегда это происходит намеренно. С вступлением в силу с начала 2015 г. поправок, внесенных в нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы миграции населения, в этой сфере произошли принципиальные изменения.
Согласно ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг) могут привлечь к трудовой деятельности иностранного гражданина, прибывшего на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы (далее – безвизовый режим), при непременном соблюдении трех условий:
– данный иностранный гражданин находится на территории Российской Федерации законно;
– он достиг восемнадцатилетнего возраста;
– им оформлен и получен патент на осуществление трудовой деятельности в том субъекте РФ, в котором организация планирует привлекать данного иностранного гражданина к трудовой деятельности.
Это означает, что при приеме на работу иностранного гражданина, имеющего патент на работу, необходимо проверить, в каком субъекте РФ данный иностранный гражданин получил патент. В самом же процессе оформления патента на осуществление трудовой деятельности, работодатель (например, управляющая организация) не принимает участия. Патент оформляется иностранным гражданином самостоятельно. Важно отметить, что согласно международным договорам Российской Федерации для приема на работу граждан Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии патент на осуществление ими трудовой деятельности не нужен. Следует помнить об ответственности за нарушение установленного порядка. Согласно ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этого иностранного гражданина патента, если такой патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа: на граждан – в размере 2000–5000 руб.; на должностных лиц – от 25 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 250 до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Согласно ст. 327.1 ТК РФ работник – иностранный гражданин или лицо без гражданства – и работодатель заключают трудовой договор на неопределенный срок, а для случаев, указанных в ст. 59 ТК РФ, предусмотрено заключение срочного трудового договора. Срочный трудовой договор заключается:
– если должны будут исполняться обязанности работника, за которым сохранено рабочее место на основании требований трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права нормативных правовых актов, условий, прописанных в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах, трудовом договоре на время его отсутствия;
– при осуществлении временных работ (на срок не более двух месяцев);
– на сезонные работы, когда природные условия определяют период (сезон), в который должна осуществляться конкретная деятельность;
– если лицо направляется на работу за границу;
– на выполнение работ, которые выходят за рамки обычной деятельности работодателя (деятельность, связанная с реконструкцией, монтажом, пусконаладочными и другими видами работ), а также которые обусловлены заведомо временным (сроком, не превышающим один год) расширением производства или увеличением объема оказываемых услуг;
– при приеме на работу сотрудников в организации, которые созданы на определенный, конкретный срок, или в целях исполнения конкретной работы;
– если заведомо определенная работа, для исполнения которой нанимается физическое лицо, не имеет конкретной даты завершения;
– если предполагаемые работы непосредственно связаны с практикой, профессиональным обучением либо дополнительным профессиональным образованием в виде стажировки;
– при избрании на определенный срок в выборный орган или на выборную должность, на оплачиваемую работу, а также при поступлении на работу, которая связана с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений;
– если лицо направлено на общественные работы или временные работы из органов службы занятости населения.
При заключении трудового договора иностранный гражданин должен представить компании, в которую он устраивается на работу, помимо документов, предусмотренных ст. 65 ТК РФ, еще и следующие документы:
– договор (полис) добровольного медицинского страхования, который действует на территории Российской Федерации, за исключением случаев, когда работодателем заключается с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику – иностранному гражданину;
– патент (исключая принятие на работу граждан стран – участников ЕАЭС – Армении, Белоруссии, Киргизии и Казахстана).
Важно отметить, что при заключении трудового договора с работодателем иностранные граждане не предъявляют документа воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. В тексте трудового договора, заключенного с иностранным гражданином, работодатель должен указать дополнительные сведения согласно ст. 327.2 ТК РФ, а именно сведения о выданном патенте (это требование не распространяется на граждан Армении, Белоруссии, Киргизии, Казахстана).
Следует обратить внимание на то, что наряду с условиями, предусмотренными ч. 2 ст. 57 ТК РФ, в трудовой договор с иностранным работником, временно пребывающим в Российской Федерации, включается в обязательном порядке условие об указании на основания оказания данному работнику медицинской помощи на протяжении времени действия трудового договора. Необходимо привести реквизиты договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг, который работодатель заключил с медицинской организацией.
Заключив трудовой договор с иностранным гражданином, прибывшим на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, компания обязана уведомить об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, в срок, не превышающий три рабочих дня с даты заключения (расторжения) соответствующего договора согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Данное уведомление может быть направлено компанией в территориальный орган по вопросам миграции как на бумажном носителе, так и путем отправки электронного документа (уведомления) через Интернет либо через единый портал государственных и муниципальных услуг. В случае не уведомления либо нарушения установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа по вопросам миграции о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранными гражданами может последовать административное наказание в виде штрафа: на граждан в размере от 2 до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 35 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 400 до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
А. АБДУРАШИДОВ,
врио начальника ОВМ
ОМВД России по г. Избербашу.