С января 2015 года действует утвержденный Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н профессиональный стандарт  «Специалист в области охраны труда».

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ, ст. 195.2 ТК РФ в редакции, действующей с 1 июля 2015 г.). В обязанности каждого работодателя входит обеспечение охраны труда в организации.

Сейчас у работодателей нет обязанности применять профстандарты. Эти документы носят рекомендательный характер.

В настоящее время профессиональные стандарты применяются работодателями:

– при формировании кадровой политики;

– в управлении персоналом;

– при организации обучения и аттестации работников;

– при разработке должностных инструкций;

– при тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам;

– при установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

С 1 июля 2016 года ситуация несколько изменится. Так, если трудовым законодательством будут установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований станут обязательными для применения работодателями.

 

 

Специалист по охранетруда в организации

 

Работодатели, осуществляющие производственную деятельность, численность работников у которых превышает 50 человек, обязаны ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда или создать службу охраны труда (ст. 217 ТК РФ).

При этом специалист по охране труда должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Порядок обучения вопросам охраны труда и проверки знаний об охране труда работников организаций утвержден постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.

Очевидно, что с принятием профессионального стандарта специалиста в области охраны труда будет усовершенствовано обучение этой специальности.

 

Профессиональный стандарт специалиста в областитохраны труда

 

Профессиональный стандарт специалиста по охране труда включает три обобщенных трудовых функции, которые подразделяются на конкретизированные функции.

К должности специалиста по охране труда предъявляются требования к образованию, к опыту практической работы, а также устанавливаются особые условия допуска к работе.

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утверждены приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н.

Напомним, что 6-й уровень квалификации подразумевает наличие высшего образования по программе бакалавриата, а 7-й уровень – высшего образования по программе магистратуры или специалитета.

Предлагаемое профстандартом наименование должности для работника, выполняющего данную трудовую функцию, – специалист по охране труда.

Для того чтобы работник мог занимать эту должность, предусмотрены следующие требования к образованию:

– высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности;

– либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда;

– либо среднее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда.

Если работник имеет высшее образование, то к нему не предъявляются требования к опыту практической работы. Если же на должность принимается специалист со средним профессиональным образованием, у него должен быть стаж в области охраны труда не менее 3 лет.

  

И. РУСАНОВСКАЯ,

ведущий специалист по охране

условий и оплате труда

администрации г. Избербаша.