Внимание! Выполняется обработка и размещение фотографий.

 

РАЗВЕ ЖИЗНЬ НЕ ВЫСОКАЯ ЦЕЛЬ?

 5-2

В темноте и глухой и унылой

Не позволю я сердцу заснуть,

Как бы тяжко мне на душе ни было,

Какая б тяжесть легла мне на грудь.

 

Я чувствовал, будто эти строки высекли огонь из моего сердца. И по ходу работы у меня возникла идея о создании книги об этическом воспитании человека. Я должен! Ясное понимание и строгое соблюдение своего долга перед другим человеком, перед людьми – вот твоя подлинная свобода. Вся сущность нашей жизни заключается в том, что все мы обязаны, должны, иначе жить было бы невозможно.

 

Нет в мире более изнурительной, и в то же время благородной работы, чем труд педагога. Учитель – это такой же человек, как твои отец и мать, у него есть своя семья, свои дети, свои заботы и огорчения. Но, идя в класс, учитель нередко заставляет себя забыть беды и огорчения, чтобы направить свои мысли в русло, которым надлежит ему идти во имя долга. Однако он не думает, что это самопожертвование, безропотное подчинение судьбе.

В своем труде учитель, если он действительно творец человека, видит счастье своей жизни. Если ты равнодушен к своему учителю, если не понимаешь всю сложность его труда – ты безрассудный расточитель великих человеческих ценностей. Я в своих выступлениях, встречах, неоднократно подчеркивал, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Но делать все необходимо так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

Учат этому диспуты в школе, которые проходят интересно. Мы рассматриваем их как психологические семинары, участниками которых являются не учителя, а их воспитанники. К примеру, юношеский диспут «Татьянин день» в школе, где школьники возвращались к вечной теме дружбы. Или выступление учащихся 6 класса в школьном музее, встречи учащихся у дома Героя России Магомеда Нурбагандова, которые помогают юному гражданину понять, как поступить, когда долг потребует, выразить свою позицию, чтобы он чувствовал сердцем другого человека.

Неожиданно как-то раз вызвал спор о мере свободы человека, о неправильном толковании этой нравственной категории, всегда во все времена волновавшей юные умы. В это время на Совете обсуждались вопросы о воспитании у ребенка чувства совести. Иногда по вине некоторых учителей и родителей на каждом шагу перед подростком оказывается камень, который легче обойти, а можно убрать с дороги, расчистив тропинку к собственной совести. Искусство и мастерство воспитания заключается в том, чтобы ни один камень не остался обойденным. Пусть совесть не дает человеку покоя, если в душе зашевелится мягкое, с первого взгляда безобидное существо – лень.

На празднике последнего звонка я внимательно смотрел на выпускников нашей школы. Сделав паузу, взглянул на их классных руководителей, у которых была великая и почетная миссия – вдохнуть в каждое из сердец наших выпускников возвышенные идеалы. И наши классные руководители сегодня могли с уверенностью сказать: я постиг цель воспитания! Будьте уверены, что вы оставили свой добрый след в каждом вашем ученике. В этом ваше бессмертие и высшее счастье как человека и педагога.

Артур ЧУПАЛАЕВ.

 

Яндекс.Метрика