ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ КОГДА ПРОВЕРКА

МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАНА НЕЗАКОННОЙ?

 

Согласно чч. 2 и 5 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверочные мероприятия, проводимые органами государственного контроля (надзора) в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, предварительному согласованию с органами прокуратуры не подлежат.

По названному основанию во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Рогозина Д.О. от 22.09.2015 органами МЧС России будут проведены внеплановые выездные проверки соблюдения требований пожарной безопасности на объектах, задействованных в обеспечении проведения общероссийской новогодней елки в Государственном Кремлевском Дворце, в том числе на вокзалах, в аэропортах и гостиницах, где предусмотрены встречи, размещение и проживание детей и сопровождающих их лиц, а также в местах проведения новогодних мероприятий с массовым пребыванием детей и местах хранения и реализации пиротехнических изделий.

Одновременно обращаю внимание индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, на то, что имеются случаи, когда контролирующими органами внеплановые проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Часто незаконные внеплановые проверки проводятся общественными организациями по собственной инициативе под предлогом защиты прав потребителей.

При обнаружении таких случаев просьба обращаться в прокуратуру города либо в полицию.

Ш. ГАДЖИЕВ,

заместитель прокурора города.

 

 

ПРОВЕРКА ПРОКУРОРА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

 

Руководствуясь приказом  Генерального прокурора РФ № 93 от 27.03.2009 г. «О реализации Федерального закона РФ от 26.12.2008 г. №294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,  прокуратурой города Избербаша в 2015 году проводились проверки на предмет законности  деятельности  контролирующих государственных и муниципальных органов: межрайонного комитета по экологии, ТО Роспотребнадзора, миграционной службы, регистрационной службы, ветеринарного надзора и органов муниципального контроля в лице управления земельных отношений и отдела архитектуры, в результате которых  выявлено 154 нарушения ФЗ № 294 против 88 за 2014 год. По устранению указанных нарушений принесены 7 представлений и 1 информационное письмо, привлечено к дисциплинарной ответственности одно лицо,  предостережено 7 должностных лиц о недопустимости нарушения законов. Характерные нарушения в деятельности  органов контроля,  выявленные прокуратурой:

– не всегда письменно уведомляют проверяемых предпринимателей;

– нарушение срока уведомления. Закон требует, как минимум за три дня до начала проверки уведомлять предпринимателей письменным уведомлением, этот срок некоторые органы не соблюдают;

– есть случаи, когда уведомляют ненадлежащих лиц, которые не являются предпринимателями;

– несоблюдение формы распоряжения о проверке. Есть типовая форма, где должны отразить минимум информации;

– неразъяснение прав проверяемого в ходе проверки – право участвовать при проверке лично или через представителя по доверенности, право давать объяснения в ходе проверки и право на обжалование акта проверки;

–  непредъявление служебного удостоверения сотрудником, которому поручено проведение проверки.                                                     Ни в одном случае эти требования не соблюдены, как показали результаты проверки  материалов. Имеются случаи, когда на самом распоряжении нет подписей и даты ознакомления проверяемого.

В распоряжении зачастую не указывают о привлечении специалистов к проверке, хотя они привлекались и имеются составленные ими акты исследования. 

– в распоряжении о проведении проверки указываются сроки начала и окончания проверки, но иногда встречаются акты исследования специалистов, которые выходят за рамки сроков проверки, как до начала проверки, так и после ее окончания;

– в распоряжении указывают предмет проверки и, как  правило, включают ряд мероприятий,  но в ходе проверки  некоторые мероприятия  упускают, хотя  не было препятствий в их реализации;

– не всегда отмечают проведение проверки в журнале учета, который заведен предпринимателем, и ни у всех предпринимателей имеются эти журналы.

Не ограничившись направленными представлениями, прокуратура  наметила проведение межведомственного семинар-совещания, чтобы обсудить вопрос состояния дел в указанной сфере.

При проведении проверок строго соблюдается утвержденный план  плановых проверок.

В 2015 году прокуратурой города разрешена 1 внеплановая проверка в отношении камнерезного предприятия, осуществлявшего деятельность в жилом микрорайоне. Граждане обратились в ТО Роспотребнадзора с жалобой о причинении вреда здоровью, поэтому были основания для дачи прокуратурой согласия для проведения проверки. По ее результатам деятельность предприятия приостановлена.

За этот период органами местного самоуправления какие-либо акты нормативно-правового характера, ущемляющие права предпринимателей, создающие административный барьер их деятельности, не принимались.

 

Прокуратура г. Избербаша.