КАК СТАНОВЯТСЯ ТЕРРОРИСТАМИ?

 
Специалисты считают, что не существует какого-либо единого пути попадания в террористические группировки и привлечения к террористической деятельности. Каждый попадает туда своей дорогой. Однако отмечаются некоторые общие тенденции приобщения людей к терроризму.

1350701923 k3Террористами не становятся в одночасье, путем принятия сознательного решения. Становление террористом – это довольно продолжительный процесс формирования человека как преступника. Для этого используются самые различные методы: убеждение, внушение, зомбирование, подкуп, обман, шантаж, идеологическая обработка, предложение специальной литературы для ознакомления, апелляция к патриотическим или религиозным чувствам, восхваление родственников или знакомых, ранее примкнувших к террористам, принуждение и т.п. В последнее время в интересах рекрутирования новых террористов широко используется Интернет, где созданы специальные порталы, пропагандирующие экстремистские взгляды, информирующие о способах создания средств совершения терактов и тактике их осуществления. По данным европейских спецслужб, своеобразными центрами идеологической обработки кандидатов в боевики становятся как специализированные образовательные учреждения, так и обычные университеты.

Путь террориста часто начинается в кругу родных, близких и знакомых людей, мировоззрение которых делит мир на «своих» (как правило, умных, достойных) и «врагов» (чаще всего недалеких, недостойных, презренных, нелюдей), допускает достижение жизненных целей любыми, в том числе преступными, способами. Иногда человек с детства, под давлением окружающих, привыкает чувствовать себя во враждебном окружении, считать, что именно «другие» виноваты во всех его невзгодах и бедах, мечтать о том, чтобы избавиться от этих «других». Если эти «другие» достигают в жизни большего, это воспринимается как проявление высшей несправедливости.

Отвергая окружающий мир, будущий террорист болезненно переживает то, что он не принадлежит этому миру, не принят в те или иные социальные группы. Его политические, религиозные, профессиональные взгляды на мир и на себя самого противоречат друг другу. В результате такой человек мучается от того, что не может понять, кто же он на самом деле. Сочетание таких неблагоприятных факторов, как извращенное понимание несправедливости, ощущение социальной отверженности и отсутствие стабильной социальной идентичности многие специалисты называют главными индивидуально-личностными предпосылками приобщения к террористической деятельности. Именно на таких людей с ущемленным чувством собственного достоинства, обиженных, переживающих утрату родных и близких, зацикленных на идее мести и обращают внимание вербовщики в террористические организации.

Комментарий специалиста:

«У людей, находящихся во власти негативных переживаний, в том числе таких, как сильная обида, может возникать эффект «туннельного зрения». Суть этого эффекта состоит в том, что поле восприятия человека значительно сужается. Представьте, что вы смотрите на мир через отрезок трубы. То же самое может происходить с человеком, переживающим негативные чувства. Его внимание привлекают преимущественно те объекты и события, которые связаны с этими переживаниями. Сознание такого человека тоже сужается. Сознательный контроль над мышлением и поведением существенно ухудшается. Он перестает критически мыслить. В этих условиях он становится чрезвычайно уязвимым к внешнему воздействию».

Именно в такие моменты жизни могут появляться так называемые «охотники за душами». Они действуют так же, как и те, кто вовлекают людей в различные секты.

Во-первых, буквально «бомбардируют» человека вниманием и любовью, всячески подчеркивают его существующие и несуществующие достоинства, обоснованность его обиды, справедливость желания отомстить. Особое внимание уделяется таким качествам человека, как смелость, сила духа, последовательность, способность дружить. На этом этапе в максимальной степени удовлетворяется потребность человека в принятии, принадлежности к группе, уважении окружающих, признании социальной оправданности его претензий к миру.

Во-вторых, вербовщики стремятся максимально упростить картину мира у кандидата в террористы. Картина мира – совокупность взглядов человека на мироустройство, законы существования и базовые ценности человеческого общества, свое положение в нем. Чем более богата, многокрасочна, детализирована картина мира, тем более адаптивно поведение человека, тем легче он воспринимает разнообразие человеческих взглядов, ценностей, предпочтений, привычек, стилей поведения. Главная миссия человека на Земле – честно прожить свою жизнь, во всех ее многокрасочных проявлениях, созидать добро. Чтобы выполнить это свое предназначение, человеку требуется определенное мужество, сила воли, чувство ответственности и терпение.

Вербовщики целенаправленно сужают и обедняют мир кандидата в террористы, делают его «черно-белым». В конце концов, в нем остаются лишь одна-две идеи (это может быть идея мести, личного бессмертия и т.п.) и такие спаренные понятия, как «мы – они», «несправедливость – теракт», «ненависть – месть», «дружба – терроризм». Постепенно впитывая такие критерии оценки окружающего мира, человек рвет связь с привычным окружением, относя своих бывших друзей и знакомых к категории «они». Если родные и близкие не разделяют его увлеченности терроризмом, они могут восприниматься как «временно непонимающие, которые потом поймут». В крайних случаях матери, отцы, братья и сестры могут либо исключаться из картины мира террориста, либо также переводиться в категорию «они». Террористам щедро обещаются богатство, известность и личное бессмертие.

Так человек достигает первого уровня приобщения к терроризму и становится сочувствующим. На этом уровне он мысленно относит себя к террористам, принимает террористические идеи, ценности, подражает террористам в одежде, копирует внешние проявления их стиля жизни. Постепенно общение с террористами становится все более тесным и доверительным. Кандидату рассказывают о «героях» и «подвигах» предшественников, поручают выполнять простейшие задания (встретить человека, получить и передать посылку, написать на стене лозунг, принять участие в митинге, в стычке и т.д.). Он, в свою очередь, ищет любой повод заявить о себе, участвует в различных акциях, в лозунгах, в которых есть слова «справедливость», «наши», «враги», «неверные» и т.п. В ходе таких акций он может сталкиваться с правоохранительными органами и приобретать опыт агрессивного, насильственного, криминального поведения. Противоправные поступки, совершаемые сначала как «приключения», могут становиться привычками преступного поведения, формировать устойчивое антиобщественное мировоззрение. Так достигается уровень ассоциированного члена террористической группы.

Нередко старшие члены семьи, друзья, возлюбленные, уже ставшие террористами, способствуют официальному принятию кандидата в террористическую группу. После «испытания на деле» и прохождения процедур посвящения он становится «принятым» членом преступной группы. На этом этапе он рвет практически все связи с прошлым социальным окружением, обесценивает всю свою прежнюю жизнь и становится готовым к любому преступлению. Новоиспеченный террорист утрачивает также и свои уникальные индивидуально-психологические черты. Его личная идентичность сливается с идентичностью террористической группы. Отвержение террориста семьей усиливает его привязанность к террористической группе. По данным исследований, новичка удерживает в террористической группе не приверженность к политическим или религиозным доктринам, а страх потерять доверие группы. Не менее важную роль играет также страх подвергнуться жестоким санкциям (вплоть до смерти) при попытке выйти из нее, а также страх мести конкурирующих террористических группировок. Выходов из террористической группы немного: смерть, тюрьма, бегство или переход на сторону борцов против терроризма.

Возникает вопрос: почему же люди не осознают пагубных последствий вступления в террористическую секту? Это происходит потому что, в-третьих, процесс вовлечения людей в террористическую группу осуществляется постепенно и последовательно.

Комментарий специалиста:

В социальной психологии известен феномен «нога в дверях» и основанная на нем технология «последовательного приближения». Названный феномен проявляется в тенденции, в соответствии с которой люди, сначала согласившиеся на необременительную просьбу, позднее уступают более серьезным требованиям. Это явление проиллюстрировал известный эксперимент, проведенный в США. Экспериментаторы, действовавшие под маской борцов за безопасность на дорогах, обратились к жителям Калифорнии с просьбой разрешить установить перед въездом на их участки огромный, небрежно нарисованный плакат «Будьте осторожны на дороге». Лишь один из 6 жителей дал свое согласие. Несговорчивых пришлось попросить оказать более простую услугу – разместить в окнах своих домов небольшие рекламные листки с надписью «Будьте осторожны за рулем». На это согласились практически все. Две недели спустя экспериментаторы вновь обратились к тем, кто проявил несговорчивость в первый раз, с просьбой установить перед их участками все те же уродливо оформленные плакаты. На этот раз 76 % жителей ответили согласием. Позже аналогичные по схеме эксперименты были посвящены сборам пожертвований в «Общество борьбы с онкологическими заболеваниями» в Канаде, для лечения умственно отсталых в Израиле, сдаче крови и голосованию на выборах. Во всех экспериментах количество людей, согласившихся выполнить то или иное действие после предварительного согласия на малую услугу, существенно возрастало. 

Вербовщики целенаправленно сужают и обедняют мир кандидата в террористы, делают его «черно-белым». В конце концов, в нем остаются лишь одна-две идеи (это может быть идея мести, личного бессмертия и т.п.) и такие спаренные понятия, как «мы – они», «несправедливость – теракт», «ненависть – месть», «дружба – терроризм». Постепенно впитывая такие критерии оценки окружающего мира, человек рвет связь с привычным окружением, относя своих бывших друзей и знакомых к категории «они». Если родные и близкие не разделяют его увлеченности терроризмом, они могут восприниматься как «временно непонимающие, которые потом поймут». В крайних случаях матери, отцы, братья и сестры могут либо исключаться из картины мира террориста, либо также переводиться в категорию «они». Террористам щедро обещаются богатство, известность и личное бессмертие.Так человек достигает первого уровня приобщения к терроризму и становится сочувствующим. На этом уровне он мысленно относит себя к террористам, принимает террористические идеи, ценности, подражает террористам в одежде, копирует внешние проявления их стиля жизни. Постепенно общение с террористами становится все более тесным и доверительным. Кандидату рассказывают о «героях» и «подвигах» предшественников, поручают выполнять простейшие задания (встретить человека, получить и передать посылку, написать на стене лозунг, принять участие в митинге, в стычке и т.д.). Он, в свою очередь, ищет любой повод заявить о себе, участвует в различных акциях, в лозунгах, в которых есть слова «справедливость», «наши», «враги», «неверные» и т.п. В ходе таких акций он может сталкиваться с правоохранительными органами и приобретать опыт агрессивного, насильственного, криминального поведения. Противоправные поступки, совершаемые сначала как «приключения», могут становиться привычками преступного поведения, формировать устойчивое антиобщественное мировоззрение. Так достигается уровень ассоциированного члена террористической группы.Нередко старшие члены семьи, друзья, возлюбленные, уже ставшие террористами, способствуют официальному принятию кандидата в террористическую группу. После «испытания на деле» и прохождения процедур посвящения он становится «принятым» членом преступной группы. На этом этапе он рвет практически все связи с прошлым социальным окружением, обесценивает всю свою прежнюю жизнь и становится готовым к любому преступлению. Новоиспеченный террорист утрачивает также и свои уникальные индивидуально-психологические черты. Его личная идентичность сливается с идентичностью террористической группы. Отвержение террориста семьей усиливает его привязанность к террористической группе. По данным исследований, новичка удерживает в террористической группе не приверженность к политическим или религиозным доктринам, а страх потерять доверие группы. Не менее важную роль играет также страх подвергнуться жестоким санкциям (вплоть до смерти) при попытке выйти из нее, а также страх мести конкурирующих террористических группировок. Выходов из террористической группы немного: смерть, тюрьма, бегство или переход на сторону борцов против терроризма.Возникает вопрос: почему же люди не осознают пагубных последствий вступления в террористическую секту? Это происходит потому что, в-третьих, процесс вовлечения людей в террористическую группу осуществляется постепенно и последовательно.Комментарий специалиста:В социальной психологии известен феномен «нога в дверях» и основанная на нем технология «последовательного приближения». Названный феномен проявляется в тенденции, в соответствии с которой люди, сначала согласившиеся на необременительную просьбу, позднее уступают более серьезным требованиям. Это явление проиллюстрировал известный эксперимент, проведенный в США. Экспериментаторы, действовавшие под маской борцов за безопасность на дорогах, обратились к жителям Калифорнии с просьбой разрешить установить перед въездом на их участки огромный, небрежно нарисованный плакат «Будьте осторожны на дороге». Лишь один из 6 жителей дал свое согласие. Несговорчивых пришлось попросить оказать более простую услугу – разместить в окнах своих домов небольшие рекламные листки с надписью «Будьте осторожны за рулем». На это согласились практически все. Две недели спустя экспериментаторы вновь обратились к тем, кто проявил несговорчивость в первый раз, с просьбой установить перед их участками все те же уродливо оформленные плакаты. На этот раз 76 % жителей ответили согласием. Позже аналогичные по схеме эксперименты были посвящены сборам пожертвований в «Общество борьбы с онкологическими заболеваниями» в Канаде, для лечения умственно отсталых в Израиле, сдаче крови и голосованию на выборах. Во всех экспериментах количество людей, согласившихся выполнить то или иное действие после предварительного согласия на малую услугу, существенно возрастало. 

 

Из научно-популярного издания А.Г. КАРАВАЕВА

«Молодежь и Антитеррор».