Внимание! На сайт вносятся корректировки. Приносим извинения, за возможные сбои в работе сайта.

fsb

nak

 

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 

 

6 0Начиная с девяностых годов 20 века, Россия продолжает оставаться в фокусе террористических угроз, направленных на подрыв нашей территориальной целостности, государственного суверенитета и духовного единства народа. Реагируя на эти вызовы, страна в сжатые исторические сроки смогла создать целостную систему антитеррора, мобилизовав для этого как государственные, так и общественные ресурсы.

 

Именно благодаря общегосударственной системе противодействия терроризму в Российской Федерации, комплексному функционированию отмечается снижение террористической активности и в Республике Дагестан, традиционно считавшейся «горячей точкой».

Можно с уверенностью сказать, что проявлению этой позитивной тенденции в значительной степени способствовало не только силовое подавление террористической деятельности, но и профилактическая работа, проводимая на системной основе под руководством Национального антитеррористического комитета всеми федеральными органами власти, антитеррористическими комиссиями в Республике Дагестан и институтами гражданского общества.

Средства массовой информации, являясь неотъемлемым его элементом, также участвуют в профилактической деятельности. Именно СМИ объективно обладают самыми оперативными и масштабными возможностями по оказанию воздействия на каждого человека. И вопрос о том, каков будет вектор этого влияния, весьма актуален. Учитывая неоднородность нашего общества, которое объективно и не может быть однородным в республике, где проживают представители более 40 наций и народностей со своими уникальными традициями, расположенной на перекрестке западной и восточной цивилизаций, дагестанским обществом и рядовыми гражданами предъявлялись и предъявляются особые требования к деятельности средств массовой информации.

Одним из основных критериев, по которому можно оценить эффективность работы системы противодействия терроризму в целом, является террористическая активность, характеризуемая, в частности, количеством преступлений террористической направленности в их временной ретроспективе.

В течение последних лет мы с вами наблюдаем позитивные тенденции в этой сфере, которые, тем не менее, не дают оснований почивать на лаврах и считать, что мы близки к достижению главной цели – устранению причин терроризма и самих террористических угроз. Их уровень по-прежнему достаточно высок. И, в первую очередь, – на Северном Кавказе, и в частности – в Республике Дагестан. Это является, прежде всего, следствием распространения террористической идеологии, основу которой в этом регионе составляет религиозно-политический экстремизм.

Несмотря на то, что преступления террористической направленности совершаются в основном лицами, проживающими в республике, многие их идейные вдохновители и подстрекатели находятся за рубежом. Достаточно сказать, что международные организации, такие как: «Аль-Каида» (на Аравийском полуострове и в странах Исламского Магриба), «Шабаб», «Имарат Кавказ», «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами», деятельность которых признана экстремистской и запрещена на территории РФ, рассматривают в качестве одного из своих приоритетов активизацию бандитской деятельности именно на территории нашей страны. С этой же целью ими поддерживаются постоянные контакты с нашими доморощенными преступниками.

Усилия идеологов терроризма направлены, прежде всего, на то, чтобы исказив суть одной из самых мирных религий – Ислама, превратить ее в религиозно-политическую основу, якобы призывающую к террористической войне за создание так называемого «всемирного исламского халифата» и оправдывающую любые, даже террористические формы ее ведения.

Из каналов воздействия террористической идеологии на нашу молодежь следует, прежде всего, выделить Интернет-ресурсы: социальные сети, форумы, чаты, тематические сайты: «Кавказцентр», «Вилаят Дагестан» и многие другие. При этом масштабы их деструктивного влияния на умы людей все более возрастают. По данным зарубежных источников, в Интернет-пространстве насчитывается уже до 10 тысяч экстремистских электронных площадок.

При помощи перечисленных средств в массовое сознание населения многих регионов России, особенно с компактным проживанием мусульман, активно внедряются идеологические установки, облагораживающие образы террористов и даже романтизирующие их преступную деятельность. И далеко не случайно руководство Дагестана обратилось к представителям республиканских средств массовой информации с просьбой не поддерживать экстремистские сайты, не героизировать боевиков, не называть их «шахидами» или «смертниками», а именовать их в своих публикациях согласно истинной сути - бандитами и террористами.

Одновременно в общественное сознание жителей немусульманских регионов страны внедряются внешне противоположные, но столь же опасные идеи о необходимости вывода Кавказа из состава России как региона, якобы несущего только беды для большинства населения страны. Возьмите хотя бы примеры из Пугачева Саратовской области и Западного Бирюлева (г. Москва, убийство Егора Щербакова) и их освещение даже в центральной прессе.

Следует учитывать и то, что в информационном пространстве подобные экстремистские идеи дополняются вымышленными подробностями, умело увязываются с конкретными лицами, географическими пунктами, общеизвестными, но подаваемыми в искаженном виде событиями, что позволяет им выглядеть вроде бы правдоподобно и оказывать серьезное негативное воздействие на общественное сознание.

Вынужден заметить, что государству пока не удается адекватным образом «срабатывать на опережение», создавая надежный заслон проникновению идеологии терроризма в российское общество и, прежде всего, в молодежную среду. И здесь мы видим большие неиспользованные резервы, в том числе средств массовой информации.
Давайте, например, обратим внимание на то, что согласно проведенному Национальным антитеррористическим комитетом социологическому исследованию около 30 процентов респондентов, опрошенных в Северо-Кавказском, Южном, Приволжском и Центральном федеральных округах России, в числе проблем, вызывающих серьезное беспокойство в обществе, назвали «пропаганду насилия, жестокости и пошлости в СМИ».

Действительно, трудно отрицать, что в общероссийском информационном пространстве, немалая часть которого заполнена освещением событий, происходящих в республиках Северного Кавказа, доминируют сюжеты о взрывах и обстрелах, об обнаруженных взрывных устройствах и уничтоженных боевиках, о нападениях на сотрудников сил правопорядка и гражданских лиц. И в то же время на площадках СМИ не находится достаточного места и не проявляется интереса к таким, к примеру, важным событиям, как форумы и фестивали кавказской молодежи, к открытию школ, детских садов, работе ветеранских организаций в республиках Северного Кавказа и многому другому позитиву.

Мы убеждены в том, что Кавказ с его самобытной историей, уникальной культурой, основанной на традициях гостеприимства и уважения к старшим, преданности своей стране – Российской Федерации, взаимопонимания и дружбы со всеми народами, должен занять более значимое место в информационном пространстве России, освещаемое, прежде всего, в позитивно-познавательном ключе. В подтверждение к этому тезису можно привести немало примеров как из событий времен Великой Отечественной войны, так и из новейшей истории. Вспомним хотя бы события 1999 года, когда жители Дагестана не щадя себя защитили не только свою землю, но и единство всей России от нашествия межэтнических банд. А СМИ зачастую проявляют интерес к республике только при наличии «жареных фактов».

С учетом того, что отличительной чертой терроризма является специально сформулированная лживая теологическая догматика, раскалывающая мир как бы на две части - на своих и «чужих» – одна из ключевых задач функционирования антитеррористической системы состоит в разоблачении попыток бандитов рядиться в религиозные одежды. Журналистам и другим гражданам, не специалистам в данной сфере, зачастую непросто разобраться в происходящем, дать правильную оценку тому или иному псевдорелигиозному явлению. Поэтому было бы оправданным ответственнее подходить к подбору специалистов, дающих свои комментарии процессам, происходящим в религиозных организациях и вокруг них, отдавая приоритет журналистам, постоянно специализирующимся на этой сложной тематике.

Много и иных проблем, возникающих при освещении антитеррористической деятельности в средствах массовой информации. Это и недостаточный уровень воспитательной и разъяснительной работы при отсутствии высокопрофессиональных аналитических программ. Приходится отмечать отсутствие глубоких информационно-аналитических сюжетов о судьбах россиян, пострадавших от террора или о социальной адаптации сдавшихся и освобожденных от ответственности не запятнавших себя кровавыми преступлениями боевиков. Это и проблема вольного или невольного формирования негативного облика выходца или жителя Кавказа во многих передачах на тему миграции. В этом же ряду находится и отсутствие прицельности имеющегося информационного ресурса воспитательного характера, который должен быть направлен, прежде всего, на нашу молодежь.

Хочу отметить, что факты нарушений средствами массовой информации Федерального закона №114 – 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности в Российской Федерации» в настоящее время достаточно редки и встречаются большей частью на региональном уровне. Это свидетельствует о государственной ответственности и социальной позиции телевидения, радио и прессы, где терроризм и его проявления не получают даже моральной поддержки. Поэтому террористическая идеология, если можно так выразиться – «ушла в Интернет», который на сегодняшний день является наиболее популярным, а иногда и единственным источником получения информации целым поколением молодых людей. Последнее обстоятельство диктует настоятельную необходимость не только защищать Интернет-пространство от проникновения идеологии терроризма, но искать новые подходы к насыщению блогосферы информацией, раскрывающей истинное лицо и преступную сущность терроризма и его идеологии.

6 1Международный опыт противодействия террористической идеологии показывает, что различные государства, каждое по-своему, принимают меры по решению этого вопроса, вырабатывая механизмы государственного регулирования в данной сфере. Однако ни одна из зарубежных антитеррористических моделей, существующих, к примеру, в США, Великобритании, Франции или Китае, не может быть слепо скопирована Россией. У Российской Федерации свой путь противодействия терроризму, основанный, прежде всего, на учете национальных традиций при безусловной реализации принципов международного права.

Можно также напомнить, что профессиональная деятельность журналистов во время освещения непосредственно актов терроризма регулируется, в том числе правилами, разработанными и принятыми самими средствами массовой информации. Примером тому служит «Антитеррористическая конвенция» журналистского сообщества, принятая в 2003 году после известных вам событий в «Норд-Осте», и этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции (одобренные VII Съездом Союза журналистов России 16 мая 2003 года).

В одном из своих выступлений Президент Российской Федерации Владимир  Владимирович  Путин высказал такие мысли: «Как показывает, в том числе и наш собственный исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды – это сфера…хорошо срежиссированной пропагандистской атаки», поэтому «…обоснованные требования к рекламе, к работе средств массовой информации, к Интернет-контенту, к сетям распространения печатной и видеопродукции должны стать объектом серьезного, повышенного внимания общественности и законодателей».

В свете сказанного на телевизионных каналах, на радио и в прессе нужно оперативно размещать достоверные, проверенные сведения о результатах контртеррористических мероприятий и специальных операций.

Но искоренить террористическую заразу государству в одиночку, без объединения усилий с общественными структурами и средствами массовой информации сложно. На настоящем историческом этапе России необходима большая консолидация усилий государственных органов и общества, чему могут и должны способствовать СМИ.

В настоящее время журналистским сообществом урегулирована сфера участия средств массовой информации в освещении хода контртеррористических операций, именно силовой фазы борьбы с терроризмом; но пока еще нет подобных ориентиров в сфере предупредительно-профилактической работы, что не менее, а может быть, и более важно в длительной перспективе. В качестве одного из путей к решению этой проблемы могла бы стать разработка представителями СМИ нового внутреннего документа – своего рода общественного договора, который определил бы моральную ответственность, принципы, правила взаимодействия и участия представителей журналистского сообщества в повседневной деятельности по противодействию террористической идеологии.

Халил ХАЛИЛОВ.

Яндекс.Метрика