fsb

nak

 

КАК ОТЛИЧИТЬ ДЖИХАД ОТ ТЕРРОРИЗМА?

 

6 0В последние годы мир захлестнула волна различных форм экстремизма и терроризма, инициаторы которого пытаются обосновать и оправдать свои действия, подгоняя их под термин «джихад».

 

В сегодняшней статье мы попытаемся пролить свет на смысл общеизвестного сегодня «джихада».

К сожалению, часто можно встретить бесчисленные интерпретации этого термина, которые отличаются от его истинного духа и значения, которые Аллах определил ему в Священном Коране и в жизнеописаниях Пророка (с.а.в.). Увы, люди интерпретируют термин «джихад» в наши дни в соответствии с собственными прихотями, не осознавая ущерба, который этим наносят Исламу и мусульманам.

Что означает джихад? Общепринятая расшифровка «священная война», которая на арабском языке будет звучать как аль-харб аль-мукаддасах, вовсе не связана с термином джихад. Во всем Коране вы не найдете термина, который соответствует значению «священная война». Смысл воинствующего джихада, выраженный в Коране или хадисах – это просто война. Однако джихад в классическом смысле не означает просто войну. На самом деле джихад – это всеобъемлющий термин, который традиционно определяется как состоящий из четырнадцати различных аспектов. И только один из них включает в себя войну.

Исламская мысль включает в себя все образовательные начинания и научные мнения, сделанные за прошедшие столетия в ходе изучения Ислама: его простоту, милосердие и сострадание в своем подходе ко всем аспектам человеческих отношений. К сожалению, многие сегодня, поверхностно изучив ислам, спешат выступить со своими и мнимыми интерпретациями, сильно отличающимися от общепринятых норм Ислама. Из-за подобных выступлений, лишенных истинной основы в исламском праве, у представителей других религий складывается искаженное и негативное представление об Исламе.

Понятие джихад по своему смыслу означает «бороться», но это только общее описание. Само понятие джихад происходит от арабского термина «усталость». Смысл Джихада – это борьба на Пути Аллаха, истощение себя в поисках Божественного Присутствия, а также в изучении Слова Аллаха, которое и открывает ворота в рай. По этой причине Аллах сказал: «стремитесь (джахиду) к Аллаху, это стремление ведет к Нему».

Человек однажды спросил Пророка (с.а.в.): «Какой джихад лучше?» и получил бесспорный ответ: «Самый лучший джихад – сказать слово истины перед тираном». Тот факт, что Пророк упомянул об этом виде джихада как «самом лучшем», также подтверждает, что существует много разных форм джихада.

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЬ КАТЕГОРИЙ ДЖИХАДА

Исламские ученые со времен Пророка (с.а.в.) до сего дня классифицировали джихад на более чем четырнадцать различных категорий. Джихад – это не просто война, как зачастую понимают обыватели. Война или «воинствующий джихад», по мнению многих ученых, является лишь одной из четырнадцати различных категорий джихада. И не самой главной при этом.

Ибн Рушд разделяет джихад на четыре вида: джихад сердца, джихад языка, джихад руки и джихад меча. Джихад сердца – это борьба индивида с его собственными желаниями, капризами, ошибочными идеями и ложными представлениями. Этот джихад включает в себя борьбу за очищение собственного сердца и помыслов, исправление своего поведения и поступков, соблюдение прав и обязанностей окружающих.

Джихад языка – это образование и дисскусия. Чтобы воздать за праведное поведение и запретить неправедное, Аллах приказал нам вести джихад против лицемеров: «О Пророк! Борись с неверными и лицемерами». Это джихад, который Пророк (с.а.в) вел, чтобы обучить людей Слову Божьему. Этот джихад подразумевает необходимость рассказывать о своей религии. Одним из важнейших аспектов данного вида джихада является чтение для расширения своих познаний в Исламе.

Джихад руки подразумевает усилия в развитии гражданского общества и материального прогресса. Джихад руки включает в себя борьбу за построение цивилизации посредством материального развития и прогресса, включая построение гражданского общества, совершенствование технологий, и общественный прогресс в целом. Эта форма джихада включает научные открытия, развитие медицины, образования, связи, транспорта и всей необходимой для общественного прогресса инфраструктуры. Также подразумевается открытость возможностей улучшения своей жизни для малоимущих путем запуска социальных программ и расширения прав и возможностей.

Другой аспект джихада руки – это необходимость писать, которая включает использование компьютеров и всех других форм публикации, которые могут быть использованы для того, чтобы донести до людей знания об Исламе. Наконец, джихад руки включает в себя борьбу мечом, когда вы сражаетесь с агрессором, который нападает на вас в ходе вооруженного конфликта.

 

ДЖИХАД В ИСТОРИИ И ПРАВЕ

Современный  сирийский ученый Саид Рамадан Бути написал в своей оригинальной работе по теме «Джихад в исламе»: «Пророк мирно пригласил неверующих, выслушал их протесты против своих убеждений и попытался устранить их опасения по поводу Ислама. Когда они отказались от мирного решения и объявили войну против него и Послания Божьего, ему оставалось только принять бой».

Самая фундаментальная форма джихада, которую обычно упускают из вида в современной погоне за громкими заголовками, – это джихад, представляющий послание Ислама – даават. Тринадцать из двадцати трех лет своей миссии Пророк (с.а.в.) посвятил исключительно этому виду джихада. Вопреки распространенному мнению, джихад и связанные с ним формы корневого слова jahada упоминаются во многих стихах мекканского периода исключительно вне воинственного контекста.

При этом воинствующий джихад означает решение о начале войны против нападающих агрессоров. Такое решение не может быть спонтанным или необоснованным и его не вправе принимать кто угодно. Это должен быть осознанный выбор исключительно лидера государства. В основах исламского права мы найдем указание, что это должно быть решение лидера, основанное на интересах народа.

 

ДЖИХАД ОБРАЗОВАНИЯ

Вникнув, мы увидим, что вопреки сложившемуся ошибочному мнению, основы современной демократии были заложены именно в послании Пророка (с.а.в.) с самого начала джихада образования, охватывавшего все аспекты борьбы Посланника в первые годы проповедования им Ислама. Его стремление к демократии и свободе слова очевидно, поскольку вожди мекканских племен стремились запретить беседы, которые вел Пророк (с.а.в.), обучая соплеменников основам Ислама. Аллах говорит в Коране: «Призывайте (всех) следовать Путем вашего Господа мудростью и прекрасной проповедью; используя в качестве аргументов только добро и милосердие, потому что  Господь знает лучше о тех, кто отклонился от Его Пути».

Нужно помнить, что призыв людей к Исламу и ознакомление с ним во всех его аспектах посредством диалога и добрых убеждений – это первый тип джихада. Об этом сказано в Коране, где Аллах говорит: «Не повинуйтесь неверующим, но боритесь против них с максимальными усилиями (проповедованием Корана)». Здесь слово «бороться» используется для обозначения борьбы с помощью языка проповеди и увещевания, несмотря на упорное неприятие некоторых неверующих идеалов Ислама.

Ибн Аббас и другие говорили, что слова Аллаха «бороться с максимальными усилиями» означают обязанность проповедовать и увещевать как величайшую форму из всех видов джихада. Таким образом, двоюродный брат и сподвижник Пророка и один из главных толкователей Корана Ибн Аббас считал, что самым важным видом джихада является призыв к Слову Аллаха, то есть джихад образования. Имам Малик бин Анас заявил в аль-Мудаванату аль-кубра: «Важнейшим в том, что Аллах послал Своего Посланника, является призыв людей к Исламу без принуждения. Он не дал ему разрешения сражаться и взимать с людей деньги. Пророк так же пробыл в течение тринадцати лет в Мекке, претерпев всевозможные преследования, пока не ушел в Медину».

Объяснение джихада в книге Имама аль-Дардира «Акраб аль-Масалик» заключается в том, что оно пропагандирует знание Слова Божьего, отдавая должное праву и запрещая неправедное. Он подчеркнул, что не разрешается пропустить эту категорию джихада и реализовать боевую форму, сказав: «Первая [исламская] обязанность призвать людей войти в Ислам, даже если прежде они не вняли проповедям Пророка».

Точно так же Имам Бахути начинает главу о джихаде в своей книге «Кашф аль-кина», демонстрируя предписания коллективных религиозных обязанностей, которые должно соблюсти мусульманское общество, прежде чем приступать к воинствующему джихаду, которые включают проповедь и религиозное просвещение, устраняющие все неопределенности в отношении Ислама и предоставляя все навыки и квалификацию, которые могут понадобиться людям в их религиозных, светских, физических и финансовых интересах. Следовательно, даават (распространение Ислама и связанных с ним областей знаний) является краеугольным камнем джихада и его правил и любая попытка джихада без этого «камня» искажает сам смысл джихада.

 

ВОИНСТВУЮЩИЙ ДЖИХАД ВОЗМОЖЕН

ТОЛЬКО КАК САМООБОРОНА

После того как Медина стала новой столицей Ислама, сложилась совершенно новая политическая ситуация. После того, как мусульмане перестали быть преследуемым меньшинством, не имеющим земли или политической силы, сделав Медину своим оплотом и святилищем, в котором могли найти защиту преследуемые мусульмане, необходимо было защитить эту новую родину от агрессии противников, стремившихся искоренить Ислам и уничтожить его последователей. Таким образом, воинствующий джихад был начат в условиях вынужденной самообороны после 13 лет гонений, которым мусульмане подвергались за свои мирные проповеди в Мекке.

Как мы видим из истории, воинствующий джихад был дозволен мусульманам только после того, как Пророк (с.а.в.) перебрался вместе со своими последователями из Мекки в Медину, по сути, будучи изгнан из родного города и убегая от преследований и пыток. Это кардинально отличается от того, что мы видим сегодня, когда в результате так называемого «джихада» мусульмане бегут от преследований из своих стран и вынуждены скитаться на чужбине в статусе беженцев. Истинный джихад может быть направлен только на защиту интересов и безопасности мусульман, но никак не может являться войной среди мусульман за «чистоту веры» или с целью уничтожения иноверцев.

Борьба на пути Аллаха, когда Пророк начал преподавать Коран в своем родном городе Мекке, была, прежде всего, путем просвещения и образования, став предтечей модели гражданского общества и социальной ответственности общества. Это подтверждается рядом фактов, когда Пророк (с.а.в.) проявлял заботу о бедных, заявлял о правах рабов, даровал права для женщин и занимался построением гражданского общества путем взимания налогов с богатых в пользу бедных.

Эти знания были принесены обществу в Мекке, в которой воцарилась анархия, и по этой причине Пророк подвергался преследованиям и бежал в Медину. Там он сумел создать государство, основанное на свободе слова и свободе религии, где все религии процветали вместе без конфликтов. Создавая такое общество в Медине, Пророк стремился обезопасить своих последователей, ведь вопросы безопасности являются первоочередными в любой стране. Поэтому он создал армию из своих последователей, чтобы сохранить свои границы в безопасности от любого нападения противника. Поэтому большинство исламских ученых, включая имама Абу Ханифа, считали, что воинственный джихад может быть начат только для того, чтобы защищать мусульман от нападения агрессоров.

Следует помнить, что Исламом признается право для людей Писания практиковать законы своей религии, иметь свои суды, соблюдать обряды своей религии. Их церкви или храмы, а также кресты и прочие религиозные символы  не разрушались. Посланник Аллаха сказал: «Оставьте им то, чему они поклоняются». Их честь и права находятся под защитой Ислама, им предоставляется свобода права обсуждать нормы Ислама в рамках разума и приличия, соблюдая уважение, хорошее поведение и избегая грубости и суровости. Аллах говорит: «И не спорьте с людьми Писания, не имея лучших доводов, если только это не касается тех, кто причиняет вред, но скажите: «Мы верим в откровение, которое дошло до нас и в то, что сошло на вас; Наш Бог и ваш Бог едины; и именно Ему мы кланяемся (в Исламе)».

Шейх аль-Карадави утверждает: «Кто бы ни заглядывал в источники относительно правильного понимания джихада, увидит, что можно быть муджахидом (из 13 категорий), но нет необходимости быть воином. Это обязательно только в том случае, когда вам навязывается война путем вторжения в вашу страну».

К сожалению, эту неоспоримую истину сегодня активно пытаются заменить проповедями о необходимости искоренения всяческого инакомыслия вооруженным путем. Однако нужно помнить, что подобные проповеди противоречат слову Аллаха и жизненному пути Пророка (с.а.в.) и несут вред всей мусульманской Умме.

Тамерлан МАГОМЕДОВ.

Яндекс.Метрика