fsb

nak

 

СУЩНОСТЬ ДЖИХАДА В ИСЛАМЕ

 

Джихад – это организация определенной схемы действий ради достижения поставленной задачи. Так более-менее просто можно дать расшифровку этого слова.

Для комплексного раскрытия сути термина «джихад» обратимся не только к первоисточникам и основополагающим положениям ислама, но и к классическим словарям арабского литературного языка. Необходимо это сделать по одной простой причине: коранический арабский язык и современный литературный арабский язык, это не одно и то же. Вот простой пример. В Коране, в 19 стихе главы «Йусуф» говорится нижеследующее: «И пришел караван верблюдов с путешественниками, и послали они одного за водой, и опустил он свое ведро». В арабском классическом понимании слово «cаяратун» переводится как «караван верблюдов», однако в современном арабском языке это слово имеет совершенно иное значение и трактуется как автомобиль, что кардинально меняет смысл священного произведения. Исходя из этого, можно понимать так: «И пришла машина». Само собой, это неверная и недопустимая интерпретация. О каком автомобиле может идти речь, если описываемое событие происходило несколько тысяч лет тому назад!

Этот простой пример показывает, что значение арабского языка не гарантирует полноценного понимания значений и смыслов, вложенных в коранические стихи. Таким образом, простой перевод Корана с арабского на иной язык просто неприемлем и недопустим. Для настоящего мусульманина – это страшный грех, для немусульманина же – это путь к неверной и далекой от истины интерпретации значений и смыслов Корана.
Именно этот подход сработал в отношении термина «джихад». Об этом, в частности, гласит статья в Dictionnare Mondial De L’islamisme: «Слово «джихад» является жертвой современности, и в связи с этим его точное определение вызывает некоторые трудности». Вернее было бы сказать «не слово», а его значение, смысл, интерпретация. С термином же «джихад» произошло уникальное явление: оно стало одним из ключевых терминов в идеологическом противостоянии Запада и Востока, Севера и Юга. Не удивительно, что слово, имеющее множество значений (в этом одна из особенностей арабского языка), в понимании идеологических недругов получило узкое, ограниченное и при этом негативное значение. Определенная группа людей, кто-то преднамеренно, а кто-то просто, не ведая сути вопроса, считают, что ислам поощряет, воодушевляет своих последователей на вооруженную борьбу с неверными.
Обычно с этой целью, для подтверждения своих мыслей, подобные «деятели» обращаются к ряду коранических стихов. Простое прочтение их, без понимания сути, способно создать у читателя ощущение, что ислам представляет собой воинственную религию мусульман. Подобный упрощенный подход приводит к парадоксальным «выводам».
Коранические стихи, касающиеся темы войны, сражения, кровопролития не являются универсальными по своему содержанию. Каждый из подобных стихов является конкретным по содержанию, имеет строго ограниченную сферу понимания.


Термин «джихад» в «современной» интерпретации.


Современное исламоведение будь то западное, будь то русскоязычное, немало внимания уделяет проблемам джихада и всему спектру вопросов, связанных с ним.
В «Краткой энциклопедии Ислама» Гордона Ньюби говорится: «Джихад» (араб.) – усердие, усилие. Термин часто ошибочно переводится как «священная война». Комментаторы выделяют великий джихад и малый джихад. Под великим джихадом понимается духовное самосовершенствование, постоянное борение против греха, ежедневные усилия мусульманина в соблюдении чистоты духа и отвержении зла.
Великий джихад требует больших усилий и считается очень трудной задачей. Малый джихад включает миссионерскую деятельность и вооруженную борьбу против неверных, тирании и гнета». Касаясь военных аспектов термина «джихад», Г. Ньюби делает акцент на том, что это не продукт классического мусульманского права, а более поздняя идеологическая разработка отдельных группировок и личностей: «Позднее некоторые группы, такие как «хариджиты», и ряд современных исламских активистов наполнили термин новым содержанием – вооруженная священная война с вероотступниками, борьба за повсеместное создание исламских государств и распространение ислама». Г. Ньюби добросовестно напоминает, что у понятия «джихад вооруженный» есть своя этика: «Во времена крестовых походов мусульманские правоведы разработали детальные кодексы ведения священной войны, базирующиеся на идее минимального ущерба от военных действий для гражданского населения. Во время боевых действий запрещалось причинять зло женщинам, детям, старикам и больным, ломать деревья и наносить вред сельскохозяйственным угодьям и припасам. На современном этапе, по мнению Г. Ньюби: «Современные мусульманские авторы подчеркивают оборонительное значение военного джихада, ведущегося только до тех пор, пока противник не сложит оружие». Авторитетный русскоязычный исламовед Айдын А. Али-заде считает, что джихад это: «Борьба за то, что является для человека самой благородной и возвышенной целью на земле. Каждый мусульманин должен проявлять усердие в утверждении и защите Ислама, расходовать для этого материальные средства, способности и силы». Кроме того, это «также борьба с духовными или с социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращенностью общества и т.д.). Таким образом, «джихад» – это и борьба со своими страстями, устранение социальной несправедливости, постоянное усердие в распространении религии Аллаха и, наконец, ведение войны с агрессорами во имя Аллаха». А. Али-заде считает, что джихад в военном плане – это именно оборонительная, а не наступательная война. «Цель джихада – утверждение истины и устранение всякой несправедливости. Джихад не ведется с целью мести, убийства, грабежа или захвата и порабощения, для насильственного обращения в ислам. Джихад необходим, чтобы в соответствии со словом Божьим устранить в обществе пороки и восстановить справедливость, ознакомить людей с положениями религии и создать условия для того, чтобы ислам могли принять те, кто этого пожелает». Таким образом, термин «джихад» означает широчайший круг действий, целью которых является постижение сути ислама, приверженность его постулатам, передача его последующим поколениям.
Вычленение из этого положения небольшого пласта действий, связанных с военной тематикой, и акцентирование на этом моменте – не только не отражает истины, но и является крайне ошибочным мнением. Таким образом, с точки зрения традиционного ислама джихад – это всякое усилие, усердие, энергия, направленные на достижение человеком своего изначального природного естества, заложенного в него самим Творцом.
Джихад – это борьба самого себя с самим собой. С точки зрения мусульманского мировосприятия природа человека такова, что он совершает ошибки, грехи. При этом совершаемые грехи настолько разнообразны, что они делятся по своей тяжести на великие или смертные грехи и грехи малые, менее тяжкие. Несмотря ни на что, любой грех остается грехом, его тяжесть падает на плечи того, кто его совершил, и остается на нем до тех пор, пока человек не раскается и не поставит себе цель навсегда от того или иного греха избавиться.
Так, пророк Мухаммад предостерегал свою общину, всех и каждого от совершения смертных грехов: «Остерегайтесь семи смертных грехов: многобожия, колдовства, убийства, посягательства на имущество сироты, проживания на проценты, бегства с поля боя, клеветы на порядочную женщину».
Мусульманин, охраняя себя от всяческих ухищрений внутреннего «я», обороняясь от сатанинских посягательств в виде бесконечных наущений и «добрых советов», совершает великий подвиг и рвение, т.е. джихад.
Трудно удержать себя от горделивости в тех или иных случаях. Возникают тысячи причин, чтобы человек возгордился и возвеличил себя в своих глазах. Внутренняя борьба человека с искушениями – это и есть с точки зрения традиционного ислама великий джихад.
Удержать себя от соблазна высокомерия по отношению к тем, кто не обладает роскошным жилищем, средством передвижения, огромным плодовым садом, многими другими объектами мнимой роскоши и богатства – это великий джихад.
Кроме того, с точки зрения традиционного ислама великий джихад это:
– уберечь свой язык от упреков в адрес того, кто совершил добро;
– уберечь себя от произнесения вслух и про себя проклятий;
– уберечь себя от вовлечения в пустые беседы и сплетни;
– уберечь язык от любого злословия;
– уберечь себя от оскорблений в адрес божьих посланников, святых людей и ученых мужей;
– уберечь себя от оскорблений и насмешек в адрес других религиозных традиций, их духовенства, предметов и мест культа;
– пророчить плохое, сеять лжепророчества среди людей;
– удержать себя от присвоения чужого имущества путем насилия или хитрости;
– удержать себя от воровства, кражи чужого имущества;
– удержать себя от притеснения и нанесения обид кому-либо, будь то человек или животное.
Для того чтобы удержать себя от подобных деяний, воздержаться от совершения подобных действий, нужно заковать свое «я», «эго» в крепкие цепи самого себя, необходимо бороться с самим собой.
Через обретаемое духовное богатство человек очищает свой внутренний мир от ложных представлений, дурных черт, низких желаний, мерзких страстей. Именно такого человека, но не каждого, можно назвать homosapiens, т.е. человеком разумным. Именно человек разумный проявляет рвение на пути Божьем и совершает великий джихад.

 

Примирение враждующих сторон – это джихад.


Примером великого стяжания довольствия божьего и рвения, т.е. джихада, является миссия примирения между враждующими сторонами. По исламу война – уничтожение рода людского, ресурсов, всего того, что называется цивилизацией, – противно Господу миров.
Из этого стиха вытекает божественное установление всему роду человеческому: нужно жить в мире. Мир, спокойствие, порядок должны властвовать на всей земле. Однако в реальности, практически, во всем мире бушуют братоубийственные, межконфессиональные, межгосударственные войны и конфликты интересов. Именно в таких ситуациях миссия примирения между странами, их лидерами, между народами и племенами является благородным деянием. В Коране говорится: «И если две группы верующих воюют меж собой, то примиряйте их». Этот стих вбирает в себя несколько очень важных моментов. Во-первых, здесь говорится о том, что все люди, кто верит в Бога, – верующие, и они в силу этого являются братьями по единому праотцу Адаму, вне зависимости от того, к какой религиозной традиции принадлежат. Примирение враждующих между собой людей является, таким образом, одним из видов великого джихада и наиболее совершенным видом приближения к Богу. Так, известно, что пророк Мухаммад в одной из своих речей сказал сподвижникам: «Рассказать ли вам о деянии, более ценном перед Всевышним Аллахом, чем соблюдение поста, совершение намаза и принесение пожертвования?» Они ответили: «Расскажи, о Посланник Аллаха». И пророк молвил: «Примирение двух людей, поссорившихся, испортивших отношения между собой, враждующих друг с другом».
Следовательно, если две стороны враждуют между собой, необходимо стремиться их примирить. Примиряют мусульман с мусульманами, мусульман с христианами, мусульман с иудеями, мусульман с приверженцами других традиций. Мусульманин может и обязан при согласии двух враждующих сторон выступить посредником между немусульманами. К виду рвения и старания на пути Божьем можно также отнести и миссию по примирению в семейной сфере. К таковой относится примирение между мужем и женой, родственниками одного из супругов и одним из супругов, братьями и сестрами. Порой примирять враждующие стороны кажется невозможным, очень трудным. Эта миссия требует много сил, энергии, знаний. Действия, направленные на примирение сторон, с точки зрения ислама, являются богоугодным и благородным деянием. В силу всего этого любая миссия по примирению сторон является примером великого джихада.

 

Разновидности проявления великого джихада в повседневной жизни

 

Человеческая жизнь наполнена самыми разными видами и формами великого джихада. Великий джихад требует от человека подавить в себе гордыню, высокомерие, чванство, заносчивость и эгоизм. Этика ведения великого джихада мусульманином требует от него понимания собеседника, уважения к другому человеку.
Приведем еще некоторые примеры повседневного великого джихада, которые с точки зрения ислама обязан совершить добропорядочный, правоверный мусульманин:
– Правоверный обязан учиться, постигать необходимые азы, основы своей веры. Правоверный мусульманин, вплоть до своего ухода из этого мира, должен учиться. При этом необходимо помнить, что первоначально должен появиться духовный наставник, пастырь, кто поможет различить истинное учение от ложного. Лишь затем, получив необходимый запас знаний, правоверный может заниматься пополнением багажа своих знаний, но при этом необходимо сохранять и укреплять свою связь с духовным наставником и благородными учеными людьми.
– Проявлением великого джихада является доброе желание мусульманина делиться полученными знаниями с другими.
– Доброе отношение к родителям, их почитание и служба им есть великий джихад. При этом важно помнить, что доброе отношение и служба родителям не имеет временных рамок, т.е. оно не прекращается со смертью родителей, но продолжается и после этого, приобретая иные формы, предусмотренные Божьим законом.
– Ведение межрелигиозного диалога на основе взаимопонимания, должного уважения и ответственного подхода – это одна из форм великого джихада.
– Приложение сил ради нахождения источника дозволенного пропитания есть одна из форм великого джихада.
– Старание и служба главы семейства во имя интересов своей семьи, женщины – главе своего семейства – есть то, из чего формируется великий джихад.
– Борьба с неграмотностью и невежеством всеми возможными дозволенными средствами есть великий джихад.
– Борьба с бедностью всеми возможными дозволенными средствами. Это один из видов великого усердия на Божьем пути, т.е. проявление великого джихада.
– Содействие структурам МЧС, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, службе газа – есть деятельность на пути Аллаха, т.е. ведение великого джихада.
– Работа в медицинских и социальных учреждениях, в особенности в родильных домах, а также в детских домах и домах престарелых, есть одно из проявлений подлинного усердия на Божьем пути.
– Помощь в возведении и ремонте мостов, расчистке и прокладке дорог, рытье источников и колодцев есть разновидность великого джихада.
– Пропаганда здорового образа жизни, возможная и дозволенная форма борьбы с алкоголизмом, наркоманией, различными опьяняющими и одурманивающими разум человека веществами, табакокурением, азартными играми – все это великий джихад.
Примеры великого джихада, конечно же, не ограничиваются только вышеперечисленным. Их не счесть. Это доказывает, насколько суть великого джихада глубока, значительна и как данное понятие разнится с тем, что пытаются внедрить в сознание молодого и подрастающего поколения всякого рода экстремистские организации. 

 

Малый джихад

 

Джихад, который в исламе называется «малым», – это разновидность силового подхода к разрешению той или иной ситуации, при соблюдении определенного алгоритма действий. Зачастую слово «джихад» на европейские языки переводят как «священная война». Это достаточно широко распространенное заблуждение. В исламе вообще нет понятия «священная война». Ислам признаёт только оборонительную войну или самозащиту.

Следовательно, мусульманин, который сам в индивидуальном порядке или его семья, имущество подвергаются агрессии или мусульманское государство, ставшее объектом агрессии, обязаны сражаться до того момента, пока агрессор не заявит о поражении или не согласится на заключение мира.

В случае необоснованного преследования, унижений или насилия, после исчерпания всех возможных инструментов достижения мира, мусульмане могут прибегнуть к иному виду разрешения конфликта.

Таким образом, возможность силового варианта разрешения конфликта разрешена только в случае, если мусульмане становятся объектом насилия внутри иного общества. При этом ни в коем случае не должны пострадать дети, женщины, старики, представители духовенства, гражданские служащие.

К тому же, с точки зрения ислама, в случае военных действий недопустимо уничтожать гражданскую инфраструктуру, материальные ценности и ресурсы, проявлять агрессию к гражданскому населению. Запрещено захватывать заложников и похищать гражданских лиц.

Таким образом, мусульманину или мусульманскому сообществу категорически запрещено отвечать на агрессию сверх нормы! Как только враг заявит о желании к примирению, мусульманин или мусульманское сообщество обязаны ответить на это предложение.

Геополитические противники Российской Федерации пытаются убедить международное сообщество во мнении, что в России преследуют ислам и его последователей. Для чего? Ответ прост: для того, чтобы оправдать действия последователей международной террористической сети «Аль-Каида» и ее всевозможных союзников. Ведь одной из разновидностей малого джихада является вооруженная борьба в том случае, когда мусульмане не могут свободно исповедовать свою религию.

В чем заключается возможность свободного исповедания своей религии? Она предполагает:

– наличие помещений или иных зданий для проведения культовых мероприятий;

– наличие духовных учебных заведений для изучения основ своей религии;

– подготовку духовных кадров;

– ведение культурной, просветительской, общественной духовной деятельности.

Как с этим обстоит дело в Российской Федерации? По всей стране насчитывается:

– более 7 тысяч мусульманских приходов;

– практически при каждом городском и крупном деревенском приходе действует приходская мусульманская школа;

– действует добрый десяток высших мусульманских учебных заведений;

– печатается мусульманская литература;

– ежегодно 25 000 мусульман направляются в святые для ислама земли для совершения паломничества или хаджа.

Немало и других цифр и информации, касающейся жизни мусульман в России. Жизнь мусульман в России, по мнению многих мусульман-иностранцев, комфортная и спокойная. Порой такого отношения к исламу в общем и мусульманам в частности нет даже в сугубо мусульманских странах и обществах.

Важно знать, что в соответствии с исламским мировоззрением возможность свободного исповедания своей религии не должно идти во вред иной религиозной традиции, которая является господствующей в той или иной немусульманской местности.

 

Ситуации, не имеющие отношения к малому джихаду

 

Любая борьба с целью захвата добычи, вне зависимости от конфессиональной, национальной, общественной принадлежности, не является и не относится к малому джихаду.

Уничтожение, глумление над чувствами немусульманина с целью демонстрации превосходства ислама как религии – не является малым джихадом.

Попытки вооруженного захвата власти, любое насилие, связанное с попыткой навязывания обществу собственных воззрений и идеологии, не являются и не относятся к малому джихаду.

Насилие по отношению к немусульманам с целью принуждения их к принятию ислама не относится к малому джихаду.

 

Куфр и такфир

 

С точки зрения традиционного ислама «куфр» – это антипод «иману». Если «иман» это вера, то «куфр» это его отрицание, т.е. безбожие. Необходимо отметить, что человеку предоставлена свобода выбора. В Коране говорится, что тот, кто желает – тот верует, и кто желает – тот не верует. Не мусульмане, а именно иудеи и христиане, с точки зрения традиционного ислама, являются людьми Писания. С точки зрения «хариджизма» и иудеи, и христиане являются язычниками и последователями «куфра», т.е. неверными.

Понятие «такфир» в традиционном исламе означает процедуру вывода из ислама. Сфера этого понятия ограничивается поступками человека, который себя выводит из ислама.

«Хариджизм» полностью изменил суть этого действия. Ко всем, кто не разделяет идеологию «хариджизма», применяется «такфир», т.е. отлучение от «ислама». Именно таким образом целые страны, народы, племена объявлялись неверными и становились объектами террора и геноцида.

 

Шахиды реальные и ложные

 

«Шахид» в переводе с арабского языка обозначает «павший за веру, мученик, свидетель». В исламе – это мусульманин, отдавший свою жизнь на Божьем пути. Кто может быть павшим за веру?

С точки зрения ислама шахид – это мусульманин, погибший, защищая свое Отечество, жилье, семью, близких, достояние. Только в этом случае он является мучеником за веру, за Божье дело. Воины-мусульмане, погибшие на полях сражения в годы Великой Отечественной войны, также являются мучениками за Божье дело.

Мусульмане – сотрудники правоохранительных органов, пожарные, спасатели, отдавшие свою жизнь ради спасения других жизней, тоже являются, по мнению богословов, мучениками на Божьем пути. Кроме того, шахидами считаются женщины, умершие при родах, и те мусульмане, которые погибли в результате природных катаклизмов и инфекционных болезней.

Однако идеологи «хариджизма» или, как они сами себя называют, борцы за чистый ислам, создали целую теорию «самоубийств» ради достижения своих целей. По их мнению, тот кто, надев на себя пояс с взрывчатыми веществами, идет на убийство людей – является шахидом, а не самоубийцей. Кто садится за руль напичканной взрывчаткой машины и ведет ее в толпу мирных граждан или на военный объект по их мнению также является шахидом.

Из этого следует, не все то, что нам пытаются навязать извне, является обязательным и объектом для подражания.

 

Из книги Ф.А. Хайдарова

«Ислам традиционный и вымышленный».

Яндекс.Метрика