На сайте ведутся профилактические работы. Приносим извинения за технические сбои. Внимание! На сайт вносятся фотографии.

fsb

nak

 

ИСЛАМСКИЕ БОГОСЛОВЫ ПРОТИВ

 ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА

 

4 0Терроризм сегодня представляет первостепенную угрозу для всего человечества. Он представляет собой разветвлённую, хорошо отлаженную мировую систему, обладающую огромными материальными, финансовыми и людскими ресурсами. Располагая новейшими вооружениями и технологиями, терроризм в условиях его интернационализации и глобализации способен кардинальным образом подорвать стабильность в том или ином регионе мира.

 

Терроризм многолик, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией ислам. Ряд экстремистских организаций и групп открыто действует под исламскими лозунгами. Влияние руководителей и вдохновителей экстремистов во многом определяется тем, что они выдают себя за последователей истинного ислама и борцов за воплощение его идеалов в жизнь. В этих условиях в мире формируется искаженное представление об исламе как о религии агрессивной, оправдывающей экстремизм и насилие. Причем определенные круги умело используют складывающуюся ситуацию для дискредитации ислама, распространения недоверия к ее последователям, разделения и противопоставления людей по религиозному, цивилизационному признаку.

Экстремизм и терроризм в корне не совместимы с установками исламской и других авраамических религий. Что говорят по этому поводу мусульманские богословы? Они утверждают, что насилие, экстремизм, террор несовместимы с основами и установками исламской религии.

Ведущие богословы России и исламского мира не раз выражали свое несогласие и осуждение тем, что экстремизм и терроризм исходит из ислама. В связи с этим использование миролюбивого потенциала ислама, необходимость проведения разъяснительной работы среди населения, разоблачающей идейные посылки радикалов, не только не уменьшается, но и возрастает с каждым днем.

Осознав возрастающую опасность терроризма для исламского мира и человечества в целом, мусульманские десятилетия активнее стали консолидировать свои усилия в противодействии экстремизму и терроризму.

Так, в частности, в ноябре 2004 года в столице Иордании г. Амман был проведен первый форум мусульманских богословов мира, по итогам которого было принято так называемое «Амманское послание», подготовленное от имени короля Иордании Абдаллы II Бен Аль-Хусейна.

Форум сделал заявление, что экстремизм и религия несовместимы. В нем говорится: «Тот, кто верит в Бога, не может быть экстремистом и террористом. «Ислам – это ежедневная борьба за духовность, нравственность, мир и спокойствие, против экстремизма, радикализма и фанатизма, которые поощряют нерегулируемые порывы вне религиозных, идейных и моральных рамок, – говорится в послании. Подобные явления не имеют ничего общего с характерными чертами всегда толерантного и открытого душой мусульманина. Ислам отвергает их, как это делают и другие монотеистические религии, считая их ненормальными и видя в них разновидность распутства.

Идеи «Амманского послания»  получили развитие в итоговом документе Международной исламской конференции, состоявшейся в июле 2005 г. в Аммане (Иордания) «Ведущие улемы исламского мира об обвинении в неверии и единстве мусульман». В итоговом документе конференции подчеркнуто: «Обладание знаниями об исламских течениях предполагает необходимость придерживаться фундаментальной методологии богословия. Никто не имеет права выносить решения по религиозным вопросам, не разбираясь в специфике каждого из направлений ислама. Никому не дозволено заниматься самостоятельной богословской деятельностью в том или ином направлении, не имея соответствующей подготовки, или провозглашать возникновение нового течения, а также издавать фетвы, которые выводили бы мусульман за пределы установленных шариатом правил и принципов вероучения».

В Послании  Всемирного саммита религиозных лидеров, прошедшего в Москве 3-5 июля 2006 г. и собравшего глав и посланцев христианских, мусульманских, иудейских, буддистских, индуистских и синтоистских общин из 49 стран мира, говорилось: «Мы осуждаем терроризм и экстремизм в любой форме, а также попытки их религиозного оправдания. Считаем своим долгом противостоять вражде на политической, национальной и религиозной почве. Мы сожалеем о деятельности псевдорелигиозных групп и движений, разрушающих свободу и здоровье людей, а также нравственный климат в обществе. Использование религии как средства разжигания ненависти или как предлога для преступлений против личности, морали, человечества – это один из главных вызовов современности».

Прошедшая в июле 2008 года в Москве международная конференция «Ислам победит терроризм», на которую собрались мусульманские лидеры мира, также внесла свой вклад в борьбу с риторикой политического экстремизма. Среди наиболее важных положений совместной резолюции зафиксировано, что покушение на жизнь и достоинство человека считается тяжким грехом, и убийцы невиновных людей не могут считаться шахидами. Кроме того, признано необходимым осудить «вдохновителей и спонсоров терроризма, использующих ситуацию для осуществления собственных политических и экономических целей».

Большой вклад в противодействие идеологии экстремизма и терроризма внесли итоговые документы, принятые в последующих мусульманских форумах – в г. Москве (2012 г.), в котором была принята «Московская богословская декларация», в г. Махачкале с участием богословов Всемирного союза мусульманских ученых (2013 г.) «Российские мусульмане: права и обязанности», г. Грозном, в Ингушетии и т.д.

Ислам, которому всегда были присущи умеренность, терпимость и способность к позитивному взаимодействию с другими культурами, экстремисты пытаются радикализировать, противопоставить всему остальному миру, разрушая тем самым не только межконфессиональный мир, но и внутреннее единство исламского мира.

По мнению исламских богословов, прямым значением слова «джихад» является «усердие, старание». Согласно вероучению ислама, выражение «вести джихад» означает « усердствовать, прилагать старания». Пророк Мухаммад (с.а.с.) разъяснил верующим, что «самый великий джихад – это джихад, который человек ведет с собственным естеством, с собственными недостатками». Под словом «естество» подразумеваются низменные, эгоистичные страсти, алчность и другие отрицательные качества характера человека. Джихадом является и идейная борьба за установление справедливости, мира и равноправия, против тех, кто вершит несправедливость к людям, угнетает их, подвергает насилию и жестокости, нарушает законные права человека. Джихад исключает любое насилие не только по отношению к мусульманам, но и по отношению к немусульманам, о чем прямо говорится в Коране: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшим способом» (смысл: Сура «Пчелы», 125).

Мишенью экстремистов и террористов всегда становятся мирные граждане, которые никоим образом не угрожают исламу, а выдвигаемые террористами требования не имеют к этой религии никакого отношения. Даже если террористы искренне убеждены, что воюют за ислам, оказывается, что они являются первыми нарушителями шариата, который категорически запрещает убивать женщин и детей, а тем более стариков, священнослужителей и вообще всех невоеннообязанных.

В Коране недвусмысленно говорится о предпочтении мира над насилием: «Если неверующие склонны к миру, то и ты, Мухаммад, склоняйся к миру» (смысл: Сура «Добыча», 61).

Согласно морали Корана, мусульманин ответственен перед Всевышним Господом за каждый свой шаг, он обязан проявлять справедливость и милосердие, нести добро всем людям, независимо от того, мусульмане они или нет, оберегать и защищать немощных и безвинных людей, останавливать других от совершения «бесчестия на земле». Бесчестием же являются все деяния, которые несут угрозу миру, благополучию и безопасности людей, все проявления анархии и террора. Ведь сообщается мусульманам в Коране, «...Аллах не любит нечестия» (смысл: Сура «Корова»; 205).

Убийство ни в чем не повинного человека является величайшим из бесчестий и великим грехом. Всевышний Аллах предупреждает верующих в Коране: «Тот, кто убьет живую душу не за душу, и не за нечисть на земле, тот как бы всех людей погубит. А кто оживит ее (не допустив ее убийства), тот как бы оживит всех людей ...» (смысл: Сура «Трапеза», 32).

Ответственность лежит не только на непосредственных исполнителях. По исламским нормам коллективную ответственность за акты террора должны нести все причастные к ним лица. Согласно шариату, политические лидеры, непосредственные командиры не могут снять с себя ответственность за творимое преступниками зло.

Коран запрещает и самоубийство. По поводу того, что некоторые люди совершают акты самоубийства, привязывая к себе взрывчатые вещества и затем, приближаясь к неверующим, взрываются среди них, то это –  явное самоубийство, – считают исламские ученые. Кто бы ни совершил самоубийство, он рассматривается шариатом вечно пребывающим в огне, как это упоминается в достоверном хадисе Пророка Мухаммада (с.а.с.), переданном аль-Бухари и Муслимом: «И кто бы ни убил себя железным оружием, тогда железное оружие останется в его руке, и он непрерывно будет наносить им удар себе в живот в огне ада, вечно».

Самоубийство, равно как и убийство других людей, в корне противоречит исламу. Всевышний Аллах открыто запретил самоубийство «...И не убивайте самих себя...» (смысл: Сура «Женщины», 29). Убийство человеком самого себя, – какова бы ни была причина – запрещено в исламе. Самоубийство и, следовательно, террористы-самоубийцы, уносящие за собой жизни тысяч невинных людей, в корне противоречат моральным принципам Ислама. Поэтому человек, утверждающий о своей вере в Аллаха и следовании повелениям Корана, не может совершить подобного деяния.

Все формы насилия в корне противоречат вероучению Ислама. Всевышний Аллах повелел людям не преступать пределов дозволенного Господом и не злодействовать на земле, запретил несправедливость, насилие, убийства и кровопролитие. Более того, мусульмане несут ответственность перед Господом за упреждение других людей от совершения преступлений. Долг каждого верующего человека делать все для недопущения «нечестия на земле», нести миру благо и доверие. «...Ешьте и пейте из удела, дарованного Аллахом! И не творите зла на земле, распространяя нечестие» (смысл: Сура «Корова», 60). Тех же, кто не повинуется повелению Аллаха и встал на путь отрицания Божественной Воли, Коран называет «следующими по стопам сатаны».

Те, кто полагает, что смогут добиться успеха в мирской жизни, убивая и унижая невинных людей, пребывают в величайшем заблуждении. Всевышний Аллах запретил любое бесчестие на земле и проклял всех, кто вступил на путь зла. В Коране сказано: «...Ведь Аллах не сопутствует делам тех, которые творят бесчестие» (смысл: Сура «Йунус»; 81).

Критериями оценки искренности веры каждого человека являются только лишь его деяния. Если кто-либо, прикрываясь именем Аллаха, «распространяет на земле нечестие, а не творит порядок», то перед вами лицемеры и цель их отнюдь не в служении Всевышнему. Невозможно даже предположить, чтобы человек, осознавший истинные моральные принципы ислама, предавший себя воле Господа, испытывающий страх перед карой Всевышнего, мог бы стать сторонником жестокости и несправедливого применения силы или участвовать в каких-либо богопротивных деяниях.

... Каждый, кто осознал и принял для себя нравственные заповеди Корана, никогда не поддержит тех, кто ставит своей целью сеять хаос, вражду и ненависть в сердцах людей, приносить миру страдания.

Следовательно, террор и вера – понятия в корне противостоящие друг другу. Всевышний Аллах в Коране повелевает творить мир и справедливость, нести добро и стремиться к согласию меж людьми. Терроризм преследует своей целью насилие, убийства, войны, страдание и угнетение людей. Все это в Коране отмечено как величайшее бесчестие. Поэтому террористы, рядящиеся в одеяния «служителей веры», вдвойне преступают границы дозволенного Аллахом, ибо совершают насилие и кровопролитие, используя при этом имя Господа и вводя людей в заблуждение. О подобном поведении и действиях людей в Коране отмечается следующее: «А когда им говорят: «Не распространяйте нечестия на земле!» – они говорят: «Мы – только творящие благое». Знайте же, они, истинно, распространяющие нечестие, но не разумеют они этого» (смысл: Сура «Корова», 11-12).

 (Продолжение в следующем номере).

 

(Продолжение. Начало в № 36).

4 0Ислам запрещает распространение нечестия на земле и проклинает тех, кто преступает повеления Аллаха: «А те, которые нарушают завет с Аллахом после того, как обещали верность и разрывают то, чему повелел Аллах быть соединенным, и распространяют нечестие на земле, для тех – проклятие и для них воздаяние – обитель зла!» (смысл: Сура «Гром», 25)

Идеологи экстремизма объявляют неверующими всех, кто не с ними и не соглашается с их взглядами, а также и тех, кто согласен с ними, но не вступает в их общество и не присягает их предводителю. Те же, кто принял их взгляды и вступил в их общество, присягнув имаму, а впоследствии по каким-либо причинам вышел из общества, объявляются ими вероотступниками, которых разрешается убивать.

Мусульманские богословы не приемлют такого подхода. Обвинение человека в неверии – опасный поступок, влекущий за собой очень серьезные юридические, социальные, финансовые, ритуальные и политические последствия. Так, если такой человек умрет, то за него не читается заупокойная молитва и его не хоронят на мусульманском кладбище.

Поэтому Пророк (а.с.с.) жестко предостерегал от обвинения в неверии. В достоверном хадисе говорится: «Если кто-то обратился к  своему брату со словами: «Эй, неверующий!», то сам является таковым». То есть, если обвиняемый в неверии не является таковым, то обвинение падет на самого обвинителя, и неверующим будет уже он сам. Существует достоверный хадис, переданный Усамой ибн Зайдом: «Кто сказал: «Нет бога, кроме Аллаха» – вошел в ислам, и его кровь, и его имущество неприкосновенны». Даже если человек произнес эти слова из страха перед смертью, то его отчет перед Аллахом, а остальные должны судить по фактам.

Ислам защищает свободу мысли и жизни людей, запрещает верующим допускать дурные высказывания, любую клевету и даже недобрые мысли по отношению к другому человеку, повелевает останавливать конфликты и вражду, разногласия между людьми. Ислам запрещает все проявления как физического насилия или жестокости, так и малейшего идеологического давление на людей. Всевышний в Коране указывает: «Нет принуждения в вере. Поистине, ведь уже ясно различима истина от заблуждения...» (смысл: Сура «Корова», 256).

Аллах обращается к своему посланнику Мухаммаду (с.а.с.): «Теперь ты напоминай, ведь ты – только увещеватель напоминающий! Ты не можешь принудить их ...» (смысл: Сура «Покрывающее», 21-22).

Принуждение людей к вере противоречит сути и духу ислама. Ибо искренняя вера, согласно положениям ислама, возможна лишь по доброй воле и зову совести. Истинный мусульманин никогда не должен прибегать к принуждению, не может оказывать на людей материального или морального давления.

Следовательно, модель общества, в котором люди принуждаются к соблюдению предписаний веры, в корне противоречит исламу. Если та или иная общественная система будет принуждать людей к вере и соблюдению религиозных предписаний, то набожность людей будет мотивироваться лишь страхом перед системой. В этом мире каждый ответственен перед Всевышним за проявление уважения, терпимости, прощения и справедливости, любви и милосердия ко всем людям, независимо от их религиозной принадлежности.

Радикализм ни в коем виде не соответствует образу мысли и нравственным законам жизни  мусульманина. Отличительная особенность радикализма – «бескомпромиссная, жесткая позиция». Этот стиль поведения явно прослеживается в речах, текстах и демонстрациях всех радикальных сил. Между тем, гнев и жестокость – черты характера, запрещенные Всевышним для мусульман.

Описывая душевные качества мусульман, Аллах повелевает так: «...Они, которые жертвуют (милостыню) и в радости и в горе, сдерживают свой гнев и прощают людям (причиненное зло). Поистине, Аллах любит творящих добро!» (смысл: Сура «Семейство Имрана», 3:134).

Описывая душевные качества, которыми должны обладать истинно верующие, Аллах повелевает людям мягкосердечность, доброту, стремление избегать любых столкновений и конфликтных ситуаций, относиться с добром даже к тем, кто выступает с враждебными деяниями.

Коран содержит много примеров, указывающих мусульманам богоугодный образ поведения и обращения с людьми, даже если сердца тех людей исполнены злобой и ненавистью. Один из аятов, описывающий поведение Пророка Мухаммада (с.а.с.), гласит: «По милости Аллаха ты относился к ним с мягкостью; а если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, то они бы рассеялись, уйдя от тебя...» (смысл: Сура «Семейство Имрана», 159).

Все мусульманские богословы, придерживающиеся традиционного толкования шариата, соглашаются с тем, что мусульмане обязаны перед Господом категорически избегать любого проявления жесткости, чувства гнева и конфликтных отношений, идущих вразрез с духом и сутью Священного Корана, в любой ситуации следовать благожелательной, миролюбивой и взвешенной позиции, которая предписана Всевышним Аллахом. Призыв людей к вере и борьба с идеологиями, чуждыми исламу, могут проводиться только в строгом следовании методам, дозволенным Господом. Аллах ясно сообщает верующим, каким должно быть отношение мусульман с другими людьми: «Зови к пути Господа с мудростью и добрым увещеванием и борись с ними самым благим путем! Поистине, Господь твой лучше знает тех, кто сбился с его пути, и Он лучше знает обретших прямой путь!» (смысл: Сура «Пчелы», 125).

 Ведомственная газета Миннаца РД

 «Национальная политика» № 3 2020 г.

Яндекс.Метрика