Внимание! На сайте ведутся профилактические работы. Приносим извинения, за технические сбои.

 

У НАРОДА И ЯЗЫКА ОДНА СУДЬБА

 

9 0«Язык народа – это феномен высшего порядка: каждый язык – достояние народа. Мы не вправе пренебрегать ни одним языком, какому бы народу он не принадлежал».

Ч. Айтматов.

  

Самый милый моему сердцу язык – тот, на котором говорит моя мама. Любовь к родному даргинскому языку я впитала  с её грудным молоком.     

Долг каждой нации и каждого человека – серьезно относиться к своему родному языку и сохранить  его для потомков. Ведь истинная любовь к своей стране, к своей культуре немыслима без любви к своему родному языку. Он – живая память народа, его идеи, чувства, мысли,  история и  культура.

Волшебное свойство и богатство языка откроется лишь  тому, кто чувствует сокровенную прелесть народного  пафоса, юмора,  философии, исторической, духовной и этнической нагрузки. И только на  родном языке по-настоящему можно понять  и воспринять поэзию О. Батырая, К.Р. Махмуда, Г. Цадасы, А. Гафурова.

Всемирная организация ЮНЕСКО с целью сохранения родных языков объявила 21-е февраля международным  Днем  родных  языков.  В поддержку этой акции в образовательных учреждениях нашего города и по всему Дагестану проводятся открытые уроки, мастер-классы, фестивали, конкурсы, выпускаются стенгазеты, организовываются творческие вечера и посещения  театров.   

На республиканском уровне проводится конкурс педагогического мастерства «Лучший учитель родного  языка». Ежегодно  проходит  и  научно-практическая  конференция.

Основная идея обучения учащихся в современных условиях (ФГОС) – усиление практической направленности обучения. И поэтому очень важно выработать у детей навыки практического владения  родным  языком  в  его   устной и письменной  формах.

Работая 30 лет учителем родного языка и литературы в МКОУ СОШ №1, я разрабатываю педагогическую концепцию: «Методы и приёмы активизации речевой и познавательной деятельности учащихся на уроках родного языка и литературы (даргинского языка) с учётом требований ФГОС».

Родной язык является  носителем культуры, традиций народа. Значит целесообразно преподавать его как феномен культуры. На своих уроках я стараюсь использовать инновационные  технологии в  целях  повышения интереса учащихся к родному  языку, а также  сохранения  традиций и адатов наших предков, на которых воспитывалось не одно поколение. В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: развивающее и проблемное обучение, развитие критического мышления, работа в группах, дифференцированный подход к обучению, создание ситуации успеха  на  уроке.

В своей работе я использую приёмы технологии развития критического мышления, в основе которой лежит трехступенчатая базовая модель – восприятие, передача, выработка (рефлексия). Также  в своей методике  использую множество   видов  нестандартных  уроков: урок – суд, урок – путешествие, урок – размышление, урок – конференция, урок – лекция, урок – игра, урок – диспут.

Инновационные подходы к преподаванию родного языка основаны не только на осознании важности проблемы невысокого уровня подготовки учащихся, но и на овладении принципами деятельного подхода  к  преподаванию  родного языка.

Какие бы технологии не применялись на уроках, учитель должен не только давать хорошие знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

К сожалению, в городских школах процент  учащихся,  владеющих родным языком, снижается.

И этому снижению  способствуют много причин:

1. Отказ родителей изучать родной язык.

2. Общение родителей и детей только на русском языке.

3. Незнание литературного языка и различие  диалектов.

4. Межнациональные браки.

5. Доминирующее положение русского языка.

6. Отсутствие мотивации (нет общения, интереса, не читают литературу, не посещают театр.)

Многие родители  считают, чтобы получить образование, их детям родной язык не обязателен, что это лишняя  нагрузка, которую можно исключить. Они глубоко ошибаются потому, что незнание родного языка это, прежде всего, неуважение к самому себе. Он нам нужен и необходим. И наша главная  задача с вами – сделать всё от нас зависящее, чтобы  сохранить родной  язык для наших детей, внуков и последующих  поколений.

И в конце, к примеру, хотелось бы, чтобы каждый, уважающий себя и свой народ представитель понимал и осознавал, насколько глубоким смыслом любви и преданности к народу и его ценностям пронизаны эти пророческие строки Расула  Гамзатова:

«И если завтра мой  язык  исчезнет,

То я готов сегодня умереть».

Уважаемые дагестанцы! Любите,  цените,  берегите свой  родной  язык!  Ведь  у  народа  и  языка одна  судьба.

П.О. МАГОМЕДОВА,

учитель родного языка

и литературы СОШ № 1.

Яндекс.Метрика