РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

8 1Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно: все люди на разных этапах своей  жизни, так  или иначе, связаны с семьёй, она – естественная часть жизни любого человека, при этом с изменениями семьи и её функцией постепенно меняется ценностное отношение к ней.

 

Для формирования человеческого поведения при всей сложности и многоплановости его детерминации первостепенное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой возникают первоначальные ценностные ориентации. Кроме того, импульс к значительной части поступков исходит из различного рода ситуаций, ежедневно складывающихся в процессе общения с близкими. Роль семьи  велика в продуцировании как нормального, так и отклоняющегося поведения.

В педагогической литературе выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения:

– неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

– порицаемое поведение – поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих,  педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

– девиантное поведение – нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство и т. д.), принявшие характер систематических или привычных;

– предпреступное поведение – поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

– противоправное или преступное поведение – поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назовем наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье.

Неблагоприятные условия семейного воспитания.

1. Асоциальное поведение родителей. 

2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. 

3. Гиперопека. 

4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. 

5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.

«Это может случиться с кем-то другим, но не со мной и моим ребенком», – говорят большинство родителей. Но правонарушения и преступления совершают не только дети из неблагополучных семей.

Так что же делать родителям, если они узнали о том, что их ребенок попал в «группу риска»?

 

Реальная возможность помочь ребенку, 

как говорят психологи, – это следовать 

«дорогой в четырнадцать шагов». 

1. Сохраняйте спокойствие и достоинство.

2. Разберитесь в ситуации.

3. Сохраните доверие ребенка к себе.

4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребенком.

5. Измените свое отношение к ребенку.

6. Не позволяйте собой манипулировать.

7. Не исправляйте за ребенка его ошибки.

8. Меньше говорите, а больше делайте.

9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком.

10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно.

11. Не пускайте процесс на самотек.

12. Восстановите доверие к ребенку.

13. Установите разумные границы контроля.

14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему.

 

Работа школы  по профилактике правонарушений и преступлений  среди несовершеннолетних 

Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. Основная работа по профилактике правонарушений и преступлений в нашей школе проводится социально-психологической службой совместно с администрацией образовательного учреждения.

Традиционные мероприятия, которые  проводятся в МКОУ «СОШ № 2» по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних:

1. Выявление семей и детей, находящихся в социально опасном положении, детей «группы риска».

2. Создание банка данных неблагополучных семей, детей «группы риска».

3. Работа Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

4. Индивидуальная работа с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.

5. Контроль за успеваемостью и посещаемостью детей «группы риска».

6. Психологическая диагностика детей «группы риска».

7. Организация консультаций для родителей со школьными специалистами по различным проблемам, помощь в разрешении проблем.

8. Вовлечение детей, состоящих на учете в ПДН, ВШУ в общественно-значимую деятельность в школе, городе.

9. Привлечение детей и подростков «группы риска» к занятиям в спортивных секциях и кружках по интересам.

10. Проведение мероприятий с детьми и их родителями, направленных на предупреждение правонарушений и преступлений.

11. Проведение с учащимися классных часов, бесед, лекций по правовому воспитанию.

12. Проведение родительских собраний, лекториев по правовому воспитанию.

13. Проведение «Дня правовых знаний» с приглашением сотрудников различных структур и ведомств.

14. Взаимодействие с ПДН и КДН по профилактике правонарушений и преступлений.

15. Данный вопрос рассматривается на совещаниях при директоре, на педагогических  консилиумах, методических объединениях классных руководителей и даются рекомендации педагогам для дальнейшей профилактической работы с детьми «группы риска».

 

Советы родителям по профилактике

правонарушений и преступлений: 

1. Старайтесь проводить больше времени со своим ребенком, интересуйтесь его успехами и неудачами.

2. Старайтесь помочь ребенку в разрешении проблем.

3. Объясняйте ребенку правила поведения в школе, дома, на улице, в гостях, в общественных местах.

4. Интересуйтесь, с кем и где ваш ребенок проводит время.

5. Запишите ребенка в спортивную секцию или кружок, займите его свободное время.

6. Не стесняйтесь обращаться за помощью в школу, к специалистам других учреждений и организаций.

К.С. МАГОМЕДОВА,

социальный педагог МКОУ «СОШ № 2».