Внимание! На сайт вносятся корректировки. Приносим извинения, за возможные сбои в работе сайта.

 

ПОЛИЛОГ НЕРАВНОДУШНЫХ ЛЮДЕЙ

 

1«Я считаю, что…» – эта фраза слышалась громко и четко из дверей школьного кабинета. Слышалась чаще других, заставляла обратить на себя внимание, призывала к тишине и к уважению к тому, кто ее произносил. Это был условный пароль, завязанный на общей договоренности: кто имеет личное мнение, тот будет услышан. Во всяком случае, имеет на это право.

 

«Право», «точка зрения», «проблема» – эти и многие другие слова стали ключевыми для конференции «Я и право», прошедшей 6 декабря в СОШ № 8. Друг напротив друга – как коллеги, оппоненты, истцы и ответчики одновременно – устроились два важных участника этого форума: взрослые и дети. Хотя со словом «дети» можно и поспорить – слишком серьезные, важные темы для разговора они поднимали, слишком горячо спорили, желая отстоять свою точку зрения.

2

Итак, на встречу с учащимися 10 «а» и 10 «б» классов пришли глава городского округа «город Избербаш», председатель попечительского совета школы Абдулмеджид Сулейманов, начальник четвертого отдела УКОН МВД по РД  Халид Чимагомедов, старший помощник прокурора по г. Избербашу Шамиль Бакаев, начальник отделения ПДН, старший лейтенант  полиции Арсен Амрахов, религиозный и общественный деятель Ибрагим-Хаджи Муртузалиев, специалист УО Гюльнара Абдурагимова, председатель родительского комитета школы Лейла Рамазанова, а также представители СОШ № 2 и 12.

Представив участников конференции друг другу, директор школы Издаг Эльмирзаева заметила, что, несмотря на то, что сегодня много ругают молодежь, она считает, что молодежь у нас достойная. «Мы имеем то, что вкладываем в них. В конце концов, им присущ юношеский максимализм, за который можно многое списать и простить. Я не устаю повторять, что образцовым представителем молодежи будет для нас герой России Магомед Нурбагандов, в родную школу которого в с. Сергокала мы готовим поездку».

Предваряя выступления детей, заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории и обществознания Наида Меджидова заметила, что единственным заступником детей является сильное государство. «Проблема прав ребенка возникла на Земле давным-давно, тысячи лет назад, когда появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы по правам человека: что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за их решение в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.

В итоге им удалось решить это мирно. И в 1924 году на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. Правда, только в том случае, если соблюдать всем, всему человечеству. А регулятором прав детей стала Конвенция о правах ребенка. Над этим текстом в течение 10 лет трудились представители правительств, агентств, ООН и еще не менее 50 неправительственных организаций. Выработались общие для мирового сообщества гарантии детей от равнодушия, эксплуатации и насилия. И вовсе не случайно международную Конвенцию о правах ребенка называют «Хартией вольности для детей». В конвенции разработана на основе общечеловеческих ценностей новая этика отношения к детству».

Все, что происходило в дальнейшем в ходе конференции, было живой иллюстрацией прописанного в Конвенции права ребенка выражать свои убеждения и добиваться того, чтобы их учитывали при принятии решения. Вопросы, самолично выбранные школьниками для обсуждения и освещения, были тем самым, что волновало их и требовало взрослого ответа.


3Что такое право вообще и что включает в себя понятие «правовое государство»? Об этом рассуждала Белла Алиева, познакомив присутствующих с историей зарождения правового государства и его главной идеей: «Сущность идеи правового государства – это есть последовательный демократизм: утверждение народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым считается такое государство, в основе которого лежит принцип разделения властей, независимость суда, законность управления, правовая защита граждан, а главным признаком правового государства является главенство права и закона во всех сферах жизни общества. Я же считаю, что основным преимуществом правового государства является свобода, и если каждый будет подчиняться закону, то непременно будет чувствовать себя свободным».

Эта тема плавно перетекла в обсуждение прав ребенка, а напрашивающийся в связи с этим справедливый вопрос, который привел к интересной дискуссии, озвучил Ибрагим-Хаджи Муртузалиев: считают ли школьники Единый госэкзамен нарушением своих прав?  

Далее разговор перетек в обсуждение конкретных общественных проблем, одной из которых является социальное сиротство. Разия Ильясова  привела данные статистики, согласно которой процент социальных сирот из числа детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах, составляет 85-90%. «Качественно новое явление – так называемое «скрытое социальное сиротство» – безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но родители не занимаются их воспитанием, дети фактически представлены самим себе, при этом нарушение их прав – на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, обеспечение образования, медицинского ухода – не поддаются исчислению».

По этому сообщению краткий комментарий дал Шамиль Бакаев. Он отметил, что в отношении детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в очереди на получение жилья, проводится определенная работа, и есть немало положительных примеров, которыми можно похвастать.

От конкретных тем – к философским рассуждениям: что же такое преступление и наказание, и почему одно не может существовать без другого? Фатима Гаджиева предложила аудитории разобрать факторы и причины правонарушений среди школьников. Несовершеннолетний правонарушитель, как личность, находится на стадии молодежного формирования, а совершенное им правонарушение в большинстве случаев является следствием неблагоприятных жизненных обстоятельств. Причинами, толкающими подростков на совершение преступления, являются уверенность в том, что можно избежать наказания, стремление самоутвердиться, алкогольная и наркотическая зависимость, стремление к красивой жизни, желание быстрого обогащения. Важно бороться с причинами и условиями преступности не жестокими мерами, а с пониманием и осознанием того, что за любое правонарушение должно быть наказание. Задача закона направить на путь исправления, а для этого он должен быть совершенным и единым для всех».

От обсуждения причин и факторов девиантного проявления – к конкретным формам их проявления: экстремизму, терроризму, наркотической и компьютерной зависимости. Разият Мусаева, Заира Омарова, Магомедали Сулейманов рассмотрели эти три непростые темы. Так, Заира с горечью отметила, что в националистические группировки вовлекаются подростки всё более раннего возраста. «В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать такой: для преодоления все политических и экономических проблем в стране необходимо создание «чисто национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз. Причем идея чистого государства присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам исламского толка, призывающим в свою очередь к созданию чистого государства на религиозной (мусульманской) основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное указанными идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешивается ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей».

О страшных последствиях, которые может повлечь за собой компьютерная зависимость, рассказал Магомедали Сулейманов. Он обратил внимание аудитории на то, что психологи называют компьютерную зависимость разновидностью эмоциональной зависимости, сходной с алкогольной и наркотической. «Можно сказать, что это болезнь раздвоения личности. Ребенок погружается в свой собственный мир, в свою реальность и настолько сживается с ним, что практически перестает существовать в реальном мире. Виртуальный мир дает искаженное представление о мире реальном и тем самым играет с ним в злую шутку. Так, игрок усваивает, что можно прыгнуть с большой высоты и не разбиться, можно войти в огонь и не сгореть. В итоге ребенок привыкает к иллюзии опасности и перестает всерьез реагировать на опасность реальную».

Говорили и о коррупции. Али Ахмедов предложил метод борьбы с коррупцией – ведение отсчета доходов и расходов должностных лиц, политических деятелей и т.д. «Этим должны заниматься не определенные люди, а независимая комиссия. Полагаю, если в РФ создать независимую комиссию, то уровень коррупции значительно снизится. А самих членов комиссии необходимо поощрять высокой зарплатой, постоянно подвергать проверке, а руководство – частым ротациям».

За два часа конференции было поднято немало острых злободневных проблем. Полилог был хорош тем, что и взрослые, и дети говорили на одной ноте – как граждане одной страны, которым небезразлично ее будущее. Подытоживая мероприятия и давая ему заслуженную высокую оценку, глава города отметил, что соглашение о правах ребенка действует уже более 10 лет. «За это время страна значительно изменилась, пережила смену строя, войну, много потрясений, конфликтов. Растет новое поколение граждан страны, поколение людей, знающих себе цену, имеющих собственную позицию. Кому, как не нам знать и использовать права и свободы, гарантированные государством? Однако, как показывают опросы анкетирования, только малый процент сегодняшних детей и подростков имеет представление о правах ребенка. Кто-то что-то слышал, кто-то что-то читал, кто-то что-то видел. Поэтому я очень рад тому, что мне довелось присутствовать на такой конференции и убедиться в том, что все ее участники имеют не первоначальные сведения в области и защиты прав человека, а глубокие знания о правах ребенка и даже навыки правозащитной деятельности. Сегодня каждому из вас была предоставлена возможность высказать свое мнение о том, как реализуются права ребенка в школе, дома, стране, проявить активность в работе проблемных центров. И вы эту возможность использовали сполна». 

Муминат КУРБАНОВА.

Яндекс.Метрика