Внимание! На сайте ведутся профилактические работы. Приносим извинения, за технические сбои.

 

НАМ БЫ ЛЮДЯМ БРАТЬ ПРИМЕР С ОРЛОВ

 

10 1Юсуп, работающий  больше двадцати лет заведующим хирургическим отделением одной из крупных больниц г. Москвы и обладающий статусом кандидата медицинских наук, очень обрадовался тому, что, наконец, в этом году судьба преподнесла ему возможность побывать на малой родине.

 

Что греха таить, в прежние годы, когда родители были живы, он регулярно, каждый год приезжал к ним, помогал им в хозяйстве.

Потом, когда они ушли в мир иной, он стал приезжать изредка. Бывая в родном селе, останавливался у младшего брата, который, как и все члены его семьи, относился к нему с большой любовью и уважением. Он чувствовал почет, исходящий от них по отношению к себе.

Находясь в селе, он не забывал посещать могилы родителей и других представителей своего большого тухума. Он считал посещение могил предков особым долгом. И в этот раз, после встречи с семьей младшего брата, он предался ностальгическим чувствам и обрел некую душевную радость, спокойствие.

Юсуп, как бывало в детстве, прошагал по всем тропинкам родного аула, пообщался с его прекрасной природой. На мгновенье он почувствовал остроту нахлынувших чувств. Они явственно щекотали сердце.

Не прошло и трех дней после его приезда, он вдруг вспомнил близкого друга, однополчанина покойного отца Абакара дядю Габибуллу, которого считал родным братом отца. Не пойти нельзя, завтра обязательно проведаю, подумал Юсуп.

Проживший более 95 лет жизни активный участник Великой Отечественной войны Габибулла, благородно прошедший долгую и длинную дорогу жизни, пользовался большим уважением среди односельчан. В свое время он проработал в родном колхозе на различных руководящих должностях. И после выхода на пенсию без дела не сидел, участвовал во всех общественных мероприятиях, находился в гуще событий. Плюс ко всему Габибулла с отцом Юсупа Абакаром участвовал в кровавых сражениях. Они не только вместе воевали в одном полку Волховского фронта, но и участвовали в прорыве блокады Ленинграда. В тех кровавых сражениях Абакар был тяжело ранен. Возможно, именно по причине обострения тех фронтовых ранений, он в последние годы хворал часто, терял силы и ушел в мир иной.

Отдавшись добрым намерениям, вселившимся в его душе, Юсуп, прихватив с собой скромные гостинцы, направился на следующее утро проведать дядю Габибуллу.

Выглядел дядя неплохо. Они поздоровались. Юсуп поинтересовался состоянием его здоровья. Он почувствовал, что дядя сохранил в душе живой задор, не потерял остроту слуха, былого живого блеска в глазах, ясность ума. Протянутая рука обладала некой силой, доказывая живость его тела. На вопросы, заданные Юсупом, он живо ответил:

– Как видишь, живу пока, со дня на день ожидая повестку в мир иной от моего Творца. А сколько можно жить? Думаю, что пора завершить свою земную жизнь. В этой скоротечной суетливой жизни я свою человеческую миссию выполнил, не одно, не два дерева, а целый сад вырастил. Воспитал детей. Слава Аллаху, что он подарил их мне, также как и внуков, которые осчастливили меня. А человеку что надо в этом мире? – спокойно озвучил он свою мысль.

Ясность ума, живой взгляд, открытость дяди Габибуллы не могли не привлечь внимание. И тут Юсуп понял, что дядю ничего не беспокоит и очень этому обрадовался.

– Да будет доволен Аллах за то, что ты ступил ногой в мой дом. Да простит Аллах грехи твоего отца Абакара и матери Сайгибат, как бы они обрадовались, если бы были живы, твоим успехам. Думаю, ты уже успел посетить их могилы, – вопросительно глянул Габибулла на него.

– Да, посетил, дядя Габибулла. За период, который я долго не был на малой Родине, многие умерли. Я посетил могилы всех родных, близких друзей, –  ответил Юсуп с горестной интонацией в голосе.

– Благородное дело сделал ты, сынок. Посетить могилы предков, родных, поминать их – святое дело. Ничего не поделаешь. Жизнь невозможно остановить. Ты все интересуешься моими делами, здоровьем. Давай оставим меня. У меня все хорошо, если не брать во внимание то, что я стал похож на общипанного орла. Твои дела, жизнь как идет, сынок? Давай поговорим об этом. Нам известно, что ты в Моск-ве один из лучших врачей. Уважения, почета тоже ты не лишен. Знаем об этом. Да поможет тебе Аллах на твоем пути. Однако где бы ты ни был, не забывай родное село, землю родную. Знай, у земли родной особый запах. Она источник духа. Самое главное, могил предков не забывай, – напутствовал дядя Габибулла от всей души, переполненной радостью и гордостью за успехи Юсупа.

– Да будет доволен вами Аллах, дядя Габибулла, – отозвался Юсуп. Потом, подумав над смыслом слов сказанных Габибуллой и не поняв их сути, не смог удержаться от вопроса.

– Не обессудьте, дядя Габибулла, я так и не смог понять смысл слов, по поводу общипанного орла.

– Объясню, сынок. Тут ничего не ясного нет, – ответил Габибулла. – Еще при жизни твоего отца Абакара, да простит Аллах его грехи, много лет тому назад, вместе с ним мы ездили в гости к фронтовому другу Магомеду в селение Хаджалмахи. Гостили мы три дня. Никак не отпускал он нас домой. Кто знает, видимо соскучился он тогда по нам, фронтовым друзьям. Мы вспоминали всю тяжесть войны, дорог, которые вместе прошагали, друзей-однополчан, сложивших голову на поле боя. Перебирали в памяти немало событий, которые видели, чувствовали, пропуская их через себя. На второй день пребывания в гостях хаджалмахинский друг Магомед показал нам красивую природу села, его сады. Это было время сбора абрикосов и других даров природы. Конечно же, и нам досталось удовольствие попробовать на вкус сочные и сладкие плоды.

Еще здесь мы увидели много каменных утесов и ущелий. В этот день Магомед повел нас к подножию этих скал с множественными естественными нишами, где гнездятся горные орлы. Нам пришлось взбираться на высокий холм. Выходя на экскурсию с нами, Магомед, оказывается, прихватил с собой отменный военный бинокль. Воспользовавшись моментом, он снял с шеи бинокль и, повернувшись к нам, сказал:

– Сейчас я вам покажу интересную картину. У вас на низменности такое вряд ли увидишь, – заинтриговал Магомед и долго смотрел на вершину каменистого утеса, что возвышался напротив нас. Затем обратился вновь к нам.

– Посмотрите, вы где-нибудь такое видели? Спустя мгновенье он оторвал глаза от бинокля и протянул его нам. Вон в той нише высокой отвесной скалы свито гнездо орлов. Когда оно свито никто не знает. Его я знаю с детских лет. А ведь в этом гнезде столько поколений орлов оперилось и, взмахнув окрепшими крыльями, они уверенно устремлялись в самостоятельный полет. Сколько орлят выросло в этом гнезде, никто не знает. Может быть, оно свито несколько столетий тому назад.

А вы теперь узнаете самую сокровенную тайну этого гнезда. В нем ныне живет выводившая на свет несколько поколений орлов старая и немощная, словно общипанная орлица. Однако она окружена вниманием своих молодых орлят. Ее берегут. Престарелую мать­-орлицу ее потомки покрывают поочередно своими крыльями, защищая от негативного климатического воздействия. Другие орлята доставляют матери еду, клювом проталкивают ей в рот, тем самым спасая ее от голодной смерти.

Примечательно то, что испокон веков заложенный в них инстинкт самосохранения с элементами взаимопомощи никак не оскудевает, а лишь более прочно укоренившись, бережно хранится и передается из поколения в поколение. И это природное явление не может не удивлять человека.

В самом деле, когда мы увидели гнездо, свитое в нише каменистой скалы, и в нем орлицу в окружении свих заботливых птенцов-орлят, мы долгое время стояли растерянные, не обмолвив ни слова. Та картина, вставшая перед нами, произвела на нас сильное впечатление, – продолжил свой рассказ дядя Габибулла.

– А теперь, сынок Юсуп, мне кажется, и я выгляжу как та голая, старая орлица. Когда человек постарел, что от него дальше ожидать? Вот он, мой ответ на твой вопрос. Слава Аллаху, сын Мансур, невестка Узлипат, покрыв своими заботливыми крыльями, как те орлы заботятся обо мне. Если замерзну – согреют, если в знойные дни лета перегреюсь – создадут прохладу. А другой из сыновей, да продлит Аллах ему жизнь, каждый месяц своевременно, в определенный день, обеспечивает меня достойной пенсией. На сегодня нужду не чувствую, – озвучил дядя Габибулла, придав голосу заметные элементы чувства гордости.

Юсуп знал, что у дяди кроме единственного сына Мансура больше сыновей нет, и поэтому сильно удивился, услышав про еще одного сына. Он не смог об этом не спросить.

– А почему я до сих пор не знал, что у вас кроме Мансура есть еще другой сын? – удивился Юсуп.

– Как ты его не знаешь, он же живет в Москве. Зовут его Владимир Путин, работает в Кремле. Каждый месяц, да благословит его Аллах, я от него получаю внушительную пенсию. Вдобавок ко всему этому, каждый год в день Победы в Великой Отечественной войне мне вручают в качестве подарка солидную сумму денег. Я его считаю сыном своим. То, что он делает для меня, и родной сын не сделает, –  сказал он с чувством переполненной гордости.

Было понятно, что он говорит это искренне, от чистой души.

– Теперь вы, дядя Габибулла, сказали истину. Правда, он достоин быть сыном любому добропорядочному мужчине, – положительно оценил Юсуп сказанное Габибуллой.

– Если бы вы знали, дядя Габибулла, как я обрадовался, узнав, что вы живы и здоровы. Помимо этого, я почувствовал, что вы смогли сохранить свой внутренний дух. Я горжусь вами. Дай Аллах, чтобы вы были и впредь для нас примером. С вашего позволения я пойду. Да сохранит вас Аллах. Я и в будущем году, если даст Аллах, приеду в отпуск. Думаю, что наш Творец даст нам возможность встретиться.

– Доброго пути, сынок. Где бы ты ни был, да сохранит тебя Аллах, – тепло распрощался с ним дядя Габибулла.

Следующую ночь Юсуп провел без сна. Рассказ дяди Габибуллы о совершенно голом орле, который проводил остаток своей жизни в старом гнезде, свитом в нише скалы, окруженный заботой и вниманием своих молодых орлов, породил в его душе совершенно противоречивые мысли. Эти мысли вызвали в нем не только бессонницу, но и некое беспокойство. Он стал размышлять о развивавшихся веками человеческих взаимоотношениях со своими элементами морали, этики, чувствами сопереживания. И тут он поймал себя на одной ярко высвеченной мысли, на одной грани которой обозначилось понятие, гласившее внятно, что в последнее время во взаимоотношениях людей происходит нечто неприемлемое для них. Изо дня в день, словно из-за какого-то вируса, проникшего в кровь людей неизведанными путями, человек деградирует, извращаются человеческие взаимоотношения. Элементы морали, этики, взаимопомощи, чувств, сопереживания постепенно забываются, будто бы их и не было.

Незапятнанное благородство, мораль, честь, совесть, которые присущи человеку, изо дня в день оскудевают. Это явление встречается сегодня даже у тех, кто связан родственными узами. Некоторые забыли цену кровного родства. К сожалению, таких людей сегодня становится все больше и больше. Обострились проблемы отцов и детей. Люди к своим близким родственникам относятся крайне негативно. Они искусственно стирают родственные отношения.

Многие из этих категорий людей, пользуясь сегодняшними возможностями, стараются внедриться в структуры власти, при этом забывая, что они обладают статусом человека. Именно они не знают, что такое родственные связи. Некоторые посвящают свою деятельность тому, чтобы обогатиться, увеличить объем нажитого капитала. Притупившийся ум этих людей заставляет их думать, что одряхлевшие родители создают им преграды на этом пути. Эта группа людей давным-давно превратила свое богатство в некий фетиш, и днем, и ночью преклоняясь перед ним. И, по их мнению, присутствие старых и больных родителей создает им преграду для обогащения. Поэтому лучший вариант –  определить их в дом престарелых. Иначе работа твоя не пойдет. Зайдет в тупик. Вот так думают многие из тех, кто запятнал свою человеческую честь, забыл про сыновний долг перед родителями. У таких людей оскудела душа, стерты моральные устои, не хватает ни сил, ни духа, чтобы окружить вниманием и любовью своих престарелых родителей. Им безразлично общественное мнение. Возможно поэтому такие люди, забыв о том, как родители их в свое время вырастили, поставили на ноги, забыв свой сыновий долг, всеми силами и способами стараются определить их в приют для престарелых.

8 0Такое явление в последнее время как инфекционный вирус легко проникает в среду состоятельных людей и поражает их человеческую суть, вкупе стирая честь и мораль, присущие горцам.

Почему такие люди не берут пример с тех молодых орлов, которые, оперившись в гнезде, свитом в нише скалы, заботятся о своих престарелых орлах-родителях? Почему они не берегут своих родителей? Не берегут по той причине, что они своим оскудевшим умом и моралью не способны думать о том, что это явление как бумеранг спустя время может вернуться и  ним.

Ведь живущим в природе этого мира любовь, уважение, почет первоначально были даны как великий дар с небес. Детям необходимо помнить об этом, проявлять любовь по отношению к родителям, передавать этот дар из поколения в поколение.

Почему мы этот высокий почитаемый долг спускаем в путь забвения. Почему? Почему? Конечно, если об этом подумать, возникает много вопросов. Пропустивший через себя эти мысли и терзавшийся внутренне Юсуп, сам не подозревая, заснул крепким сном лишь под утро.

Гаджи Гаджиев,

член Союза журналистов и писателей РФ.

Яндекс.Метрика