Внимание! На сайте ведутся профилактические работы. Приносим извинения, за возможные сбои в работе сайта. Администрация сайта.

 

КОНФЛИКТ. КАК ИМ УПРАВЛЯТЬ?

 

14327 eec9620d1e062a0f9d544c561752d3ec.jpgДругих не зли и сам  не злись,
Мы гости в этом бренном мире.
И если что не так смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой,
Ведь в мире все закономерно.
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно.


Омар Хайям.

 

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия.
Конфликты являются частью повседневной жизни. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт.
Проблема конфликта в психологии изучается, наверное, столько времени, сколько существует эта наука. И одним из факторов, которые способствуют разрешению спорных ситуаций, это определение причины конфликта.

Что ж, если конфликт в психологии – это столкновение противоположных мнений, то причинами будут именно различное мышление, цели, а также взаимоисключающие друг друга способы достижения этих целей.

Причиной конфликта в психологии считается недостаточное общение, недопонимание, а так же неумение и нежелание контролировать свои чувства.
Очень часто причиной конфликта может быть неумение правильно говорить. Следите за тем, что говорите: употребляйте слова, которые «поднимают» человека, а не «опускают» его.
Спросите себя, правда ли то, что вы сейчас говорите, не преувеличиваете ли вы? Не используйте слова «всегда» и «никогда».
Будьте правдивы и делайте это с добром. Иногда бывает лучше и промолчать.
Ответьте, пожалуйста, на один вопрос: «Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?». А прежде, чем вы дадите ответ, я хочу напомнить вам притчу.

«Коробочка».
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.
Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.
Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?
– Ты просто смотрел с другой стороны, – был ответ.
Да, уважаемые, читатели, и мы с вами разные, у нас определенное мышление, свои взгляды на жизнь, свой характер. И эта притча с коробочкой учит нас, в первую очередь, уважать мнение другого человека, осознанию права на существование другой точки зрения. Я думаю, что это одно из важных составляющих, которое способствует мирному решению конфликтных ситуаций.
Вспомните случай, когда ваше поведение в конфликтной ситуации привело к неприятным для вас последствиям – разрыву отношений с близкими, вызову родителей в школу, проблеме с правоохранительными органами и т.д.
Возможность решения столкновений носит в психологии название управление конфликтами. Однако управлять конфликтом можно лишь в том случае, когда вы четко осознаете структуру конфликта.
В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете почему? (Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы.) Так же и с конфликтами. Конечно, умный, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый человек в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта. Какие приемы и способы существуют для предотвращения конфликта?
В психологии выделяют несколько основных способов разрешения конфликтов:
– компромисс, то есть, когда обе стороны делают определенные уступки друг другу для достижения более менее удовлетворительного решения;
– уступка, когда одна из сторон «сдает» свои позиции по причине неправоты или же из желания завершить конфликт, кроме того, этот шаг возможен в результате давления со стороны третьего лица;
– уход, избегание проблемы является решением конфликта с минимальными потерями, однако в большинстве случаев именно уход провоцирует образование нового, более сильного конфликта, поэтому этот способ самый нежелательный.

Формула успешного
решения школьных
конфликтов
– доброжелательность;
– установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга;
– тактичность;
– разговор по существу;
– поиск компромисса;
– способность признать свою ошибку. Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения;
– соблюдение чужого персонального пространства;
– правильный выбор роли;
– умение слушать и слышать друг друга;
– справедливость.
Выбор способа разрешения конфликта зависит от многих факторов, таких, как характер участников конфликта, уровень ущерба, нанесенного оппоненту, а также и собственный ущерб, возможные неприятности, последствия столкновения, продолжительность конфликта, а также статус объекта конфликтной ситуации и его оппонента.
Часто, еще не зная человека, вы уже испытываете к нему определенное чувство, которое основывается на первом впечатлении. Находясь под этим впечатлением, вы можете субъективно оценивать его мнение, что и станет поводом для разрешения конфликтов в психологии.
«Конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а дурак – вход» – Виктор Губарев.

Зумруд АГАЕВА,
психолог СОШ № 1.

Яндекс.Метрика