ЛИТЕРАТУРА И МЫ

 

Как известно, в декабре 2014 г. на Совете по культуре при Президенте РФ, а затем на Госсовете был обсужден и одобрен подписанный Главой государства документ «Основы государственной культурной политики». В нем сказано, что на первый план новой государственной политики будут выдвинуты процессы просвещения граждан, особенно детей и молодежи.

8-2Опираясь на этот, имеющий огромное историко-культурное значение, документ, 2015 год объявлен Годом литературы.
Вот уже идет десятый месяц со дня начала реализации мероприятий, проводимых в рамках года литературы. Надо заметить, что со времен постановлений ЦК КПСС ничего подобного в нашей стране не было. Это уже говорит о важности, востребованности и непреходящей значимости данного проекта.

Осмысливая и вникая в смысл всего, что связано с годом литературы на его завершающем этапе, невольно задаешься вопросами: почему назрела необходимость объявлять 2015 год годом литературы? Что мы от него ожидаем? Каковы роль и место литературы в жизни человека? И вообще, зачем нам литературные чтения, коли мы имеем в обилии разного рода и формата носители, с помощью которых можем получить любую информацию?
Думается, что подобные вопросы возникают не только у тех, кто в какой-то мере связан с литературой, но и у той части общества, которая уже давно открестилась от книг. И посему хотелось бы, чтобы читатели газеты, в частности преподаватели гуманитарных предметов, библиотекари, а также те, кто до сей поры не потерял интереса к книге и чтению, высказались, изложили свое мнение по поводу проводимого в масштабах страны мероприятия – Года литературы.
Но коль скоро мы говорим о литературе, необходимо отметить, что ее становление и развитие неразрывно связано с появлением письменности, ибо само слово «литература» в переводе с латинского означает «письменное». С письменностью и литературой связаны узловые, этапные, переломные явления в жизни человечества и каждого народа. О чем свидетельствуют многие факты истории.
До появления письменности вся информация носила устный характер. Но устная память имела ограниченный объем и строго устанавливала, что необходимо хранить, т.е. нужное сохранялось, а ненужное не запоминалось, отбрасывалось.
С появлением же письменности и литературы, значительно расширился объем запоминаемости блока памяти, поменялось и понятие «нужное – ненужное», потому что и то, и другое можно хранить в архивах разных направлений. И каждый, кому это необходимо, может в любое время воспользоваться этим бесценным багажом.
Литература, как одно из главных направлений гуманитарных наук, не только развивает, просвещает, но и духовно обогащает человека. Она через поступки, размышления и переживания своих героев, многообразие художественных деталей, а также посредством лирических отступлений учит читателя осмысливать и понимать как самого себя, так и окружающий его мир. А главное – учит человека быть человеком.
Но вопреки всему этому, отношение к литературе в истории нашей страны было неоднозначным. Был расцвет в 20-30 гг. ХХ века. Была большая тяга к чтению и неподдельный интерес к литературе в 1960-1970 гг. Нашу страну тогда называли самой читающей страной в мире. В поездах и метро, на пляже и стоянках автобусов люди читали, интересовались книжными новинками. В школах, учебных заведениях, библиотеках, красных уголках предприятий шли бурные оживленные дебаты и диспуты о творчестве того или иного писателя, проводились литературные вечера и читательские конференции, выпускались специальные стенгазеты и плакаты, посвященные жизни и деятельности известных писателей и поэтов.
Большим спросом в те годы пользовались литературные газеты и журналы: «Новый мир», «Дружба народов», «Молодая гвардия», «Иностранная литература», «Юность» и т.д. Самое удивительное и характерное для того периода было то, что студенты, рабочие, пенсионеры и даже домохозяйки подписывались на газеты и журналы, в которых печатались литературные зарисовки, очерки и повести. Каждую новинку, публикуемую в том или ином журнале, ждали с нетерпением и воспринимали как яркое и очень значимое событие в культурной жизни страны. Именно так были восприняты повести Василия Аксенова «Апельсины из Марокко», Бориса Балтера «До свидания, мальчики», Даниила Гранина «Иду на грозу». А сколько споров, самых противоречивых мнений и разных оценок вызвала публикация повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича»! Такое же было отношение и к произведениям зарубежных писателей: Эрнеста Хемингуэя, Эриха Марии Ремарка, Джека Лондона, Джона Апдайка, Айзека Азимова, Марка Твена, Теодора Драйзера и других.
В контексте затронутой темы было бы ошибкой и досадным упущением не сказать о том, каково же было отношение к поэзии. Стихами зачитывались, их переписывали, передавали друг другу. Ни одно сколь-нибудь значимое мероприятие не проходило без декламации стихов известных поэтов.
Поклонники поэзии условно делились на группы или объединения по принципу кому какого содержания лирика по нраву: политическая, философская, любовная или пейзажная. Но в целом все они сходились в том, что в поэзии, как в капле воды, отражается весь душевный мир человека с его страстями и переживаниями, чувствами добра и зла, потерями и надеждами, желаниями творить прекрасное и стремлениями отвергать уродливое и т.д.
Наверное, этим объясняется стремление людей разных возрастов и профессий изучить и понять сущность поэтического творчества не только общепризнанных знаменитостей, но и таких поэтов как Белла Ахмадулина, Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Николай Гумилев, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Игорь Северянин и др.
Словом, к литературе во всех ее формах, видах и жанрах в те годы проявляли большой интерес. Но при всем этом следует подчеркнуть, что особым вниманием, популярностью и спросом пользовалась как отечественная, так и зарубежная классика.
Но, к сожалению, начиная с девяностых годов ХХ века этот подъем начал стихать. И тому причиной – политическое давление. У литературы отбирались часы. Но очень сомнительно, что эта экспроприация повысила качество знаний других предметов. Шла постоянная ревизия списков обязательной и рекомендованной для дополнительного чтения литературы. Из школьной программы исключили такие произведения как «Молодая гвардия» Александра Фадеева, «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Белая гвардия» Михаила Булгакова, «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара и целый ряд других произведений русских и зарубежных авторов.
В СМИ и чайных беседах задавались весьма нелепые вопросы: какой пример можно брать с Онегина и Печорина? Чему они нас могут научить? Хуже того, раздавались голоса о целесообразности изучения в школе произведений Николая Гоголя, Николая Некрасова, Льва Толстого, Федора Достоевского.
Еще одна важная деталь – учащимся необязательно досконально изучать художественные произведения, включенные в программу по литературе. Достаточно через интернет вычитать обрывочные сведения о писателе и о том, что он написал.
Или же воспользоваться сборником авторов-составителей И.О. Родина, Т.М. Пименовой «Все произведения школьной программы в кратком содержании». Такими методами и приемами подрастающее поколение, да и старшее, отучили от чтения.
А что сегодня? Сегодня никто не говорит о полном упадке, как, впрочем, и подъеме. Но с полной уверенностью можно сказать все больше и больше людей заражаются эпидемией безграмотности. И поэтому хотелось бы верить и надеяться, что меры принимаемые государством и специалистами в области литературы, в том числе преподавателями школ и учебных заведений, дадут свои положительные результаты. И мы, как в былые добрые времена, снова будем любоваться людьми, у которых в руках не смартфон, а одно из великих и чудесных творений человеческого ума и усилий – КНИГА.

Наби ИМАНАЛИЕВ.