СУЩНОСТЬ УЧИТЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ – ОТДАВАТЬ 

 

050Сегодня в мире  идет «борьба за умы» – за мировоззрение, систему ценностей молодого поколения. Назрело время в школах вводить комбинированное обучение: проводить уроки в музеях и театрах, показывать учащимся лучшие отечественные фильмы, где рассказывается о писателях, полководцах и ученых.

Культура всегда была  двигателем научно-технического прогресса и должна стать обязательной частью и просвещения, и воспитания.

 

Работая в сельской начальной школе, я посетил урок учительницы с большим стажем работы. Выступил на педсовете, проанализировав ее методы и приемы работы со школьниками. Самое главное,  чему она уделяла внимание – это сосредоточенность ее мыслей,  зрения и слуха на каждом ученике. Это было заботливое отношение матери к своим детям.

В этот день была и моя победа: я родился как учитель, снискав к себе  уважение среди коллег.

Однако педагогический авторитет не может быть чем-то раз и навсегда завоеванным. Я это понял в дальнейшей своей работе филолога в педколледже, что его надо поддерживать постоянно – не только своими знаниями, эрудицией, но и каждодневными поступками, точной реакцией на различные ситуации, то и дело возникающие в школе, а затем в педколледже.

В моем сборнике пьес «Звуки свирели» есть пьеса «Необычный урок». По жанру это дидактический памфлет, в котором мною подняты проблемы нравственные, проблемы просвещения. Герои памфлета бывшие студенты педколледжа, а теперь учителя начальных классов. Через 20 лет они приехали на встречу со своими бывшими учителями.

Актовый зал. За столом сидят директор колледжа, преподаватели Владимир Сергеевич, Мирзамагомед Алиевич, преподаватели психологии и физкультуры.

Директор. Дорогие наши выпускники! Прошло 20 лет как вы окончили училище, стали профессионалами своего дела. Мы рады встрече и готовы ответить на все ваши вопросы.

Салимат. Я работаю в начальных классах, образование высшее, хотя поздно поняла, что это высшее не дало мне больше, чем я получила в педучилище. Сейчас у меня возникла мысль о другой школе: меня привлекают так называемые «школы развивающие».

Владимир Сергеевич и Мирзамагомед Алиевич, хотелось бы узнать как вы себя успокаиваете, если на педагогическом поприще вас постигают неудачи?

Владимир Сергеевич. А я не успокаиваюсь, пока не получится. Что такое неудача для учителя? Это ведь для каждого индивидуальное.  Для меня лично – это урок, на котором не чувствуется духовного отклика от учащихся. Значит, я не так что-то сделал и нужно искать причину.

Мирзамагомед Алиевич. Когда теряешь контакт с классом, нарастает чувство неудачи. Успокоение ищешь в окружающих людях, в учащихся. Вообще учителю нужен грамотный психотерапевт. Мне нужно выговориться, поделиться с кем-то своими проблемами.

Эльмира. Салимат хорошо сказала «школы развивающие». А ведь сегодня наши школы серые, где над тобой висит план, программы, эти контрольные срезы, которыми грозит администрация, открытые уроки в обязательном порядке, эта непонятная аттестация. Все в принудительно-добровольном порядке, от которого хочется  плакать. Я тоже хочу другую школу.

Хочу спросить у преподавателя психологии: не разочарованы ли вы выбором своей профессии?

Психолог. Нет, потому, что люблю детей. Особенно с трудными судьбами. Практически любого ученика могу вызвать на откровенный разговор. Не люблю учителей, которые цинично относятся к своей профессии. Знания можно наверстать, но если ты себя не представляешь как педагог – тебе в школе делать нечего.

Барият. Мой вопрос директору колледжа. Скажите, пожалуйста, какие положительные изменения произошли в вашем колледже?

Директор. Прежде всего, изменился учебный процесс. Учитель уже имеет возможность разрабатывать собственные программы. Появились новые варианты уроков: беседа, лекция, концерт. Стараемся работать на доверии.

Зухра. Владимир Сергеевич, назовите главные открытия вашей педагогической деятельности.

Владимир Сергеевич. Видите ли, мое главное кредо в педагогике – воспитание патриотов. Очень хочу, чтобы мои ученики отличались бескорыстием и добротой. По-моему, учитель тогда может научить детей уму-разуму, когда он благороден, умеет уважать самого себя.

Тамара. Должен ли учитель быть предприимчивым человеком? Кто бы мог ответить на этот вопрос?

Физрук. Отвечу я. В деловом мире бытует поговорка: «Не тот богат, кто имеет деньги, а тот, кто умеет их добывать. Учитель, как правило, белоручка, «делать деньги» не способен. Должен ли учитель быть деловым человеком? Он вынужден быть им. Он, чтобы выжить, должен заняться доходным делом. Рынку нужны деловые люди, значит и детей надо научить «делать деньги» цивилизованными средствами.

Перизат. Скажите, пожалуйста, о чем сегодня говорят чаще всего в учительской наши любимые учителя?

Директор. О деньгах, об удорожании жизни, газет, журналов, медицинской помощи. Живой думает и говорит о живом. О том, что сегодня у нас отняты идеалы. Говоря словами Гамлета, порвалась связь времен. А эту связь надо восстанавливать нам, учителям, так как каждый учитель – это и фильм, и человек, и книга, и музей. И обязательно вожатый.

На этом разрешите закончить наш «необычный урок». Вам успехов в вашем благородном деле.

Такие встречи всегда нужны, только были бы инициаторы. Встречи встряхнут и омолодят каждого, а на работу придешь новым человеком, получив колоссальный заряд на будущее.

Сегодня мы узнаем о действующем в Сочи образовательном центре для одаренных детей, о Калмыцкой этнокультурной гимназии в Элисте. Но наступит сентябрь, и надо идти в свою школу. Школы по-настоящему возродятся, если им дать самостоятельность и помощь со стороны государства.

Всем своим коллегам желаю стать свободными и «обрести крылья».

Виктор ПОЛУНИН.