Внимание! На сайт вносятся корректировки. Приносим извинения, за возможные сбои в работе сайта.

 

ОДНАЖДЫ В ИНСТИТУТЕ ДЕТСТВА…

 

Есть люди, которые могли бы стать светлыми, но такими не стали, 

– это потому что им не достались светлые уроки своих учителей.

Шалва Амонашвили.

 

4 1Похожая предновогодняя история может произойти с каждым человеком, он просто должен хотеть быть свободным: «Познайте истину, и она сделает вас свободными»! Думаю, каждый из людей хочет быть участником ярких и запоминающихся событий, позволяющих нам развиваться личностно и совершенствовать свое профессиональное мастерство. В последние дни декабря нам посчастливилось стать участниками такого события – авторского семинара Шалвы Амонашвили.

 

За предоставленную уникальную возможность  принять участие в семинаре и познакомиться с Шалвой Амониашвили хочется выразить искренние слова благодарности начальнику управления образованием Раисат Гаджиалиевой, которая всегда открыта всему прогрессивному и новому.

Место, которое занимает Шалва Александрович Амонашвили, уникально – это великий педагог, духовный мыслитель, его имя стало легендой отечественной педагогики.

Авторский семинар «Гуманно-личностный подход в обучении и воспитании детей» проходил несколько дней в Санкт-Петербурге на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, который по-другому называется Институт детства, о чем оповещает табличка на входе в университет. Кстати, символом университета с конца 18-го века является пеликан, кормящий своих детей. Пеликан олицетворяет отеческую любовь и заботу (его же мы видим на эмблеме самого престижного учительского конкурса).

Шалва Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. В 60-70-х годах он возглавил массовый эксперимент в школах Грузии под  названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе», имевший широкий отклик по всему миру. Его система «Школа Жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике, одобрена Президиумом РАО, Комитетом по образованию и науке ГД РФ. По созданной им философской системе работают учителя в разных странах. Принципы гуманной педагогики понятны и близки всем творчески работающим учителям.

Шалва Амонашвили – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, лауреат Государственной премии Российской Федерации, почетный профессор ряда университетов разных стран. Ему принадлежат десятки произведений, многие из которых переведены на разные языки. Амонашвили возглавляет одноименный Издательский Дом, является постоянно-действующим членом Большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России», почетным президентом Международного центра гуманной педагогики, организатором ежегодных Международных педагогических чтений.

Лейтмотивом всех дней нашего семинара стал призыв автора к учителям постоянно обогащать свое педагогическое мастерство. Шалва Амонашвили часто цитирует классиков – К. Ушинского, В. Сухомлинского, Я. Корчака, А. Макаренко и многих других, называя их своими учителями. О Шалве Александровиче можно сказать, перефразировав известные слова Исаака Ньютона, «Он видит дальше других, потому что стоит на плечах гигантов».

Формат семинара позволил систематизировать уже имеющиеся наработки и сделать свои открытия. В процессе участники могли сменять виды деятельности, так как занятия включали в себя практические упражнения по моделированию урока, разбор методики, интерактивные приемы, философские лекции и разбор педагогических ситуаций. По мере погружения в «мир Амонашвили» происходило осознание простых-сложных  истин.

То чувство, когда от общения с человеком знакомые истины и правила наполняются новой энергией и силой… И в очередной раз уникальность профессии учителя, ее многогранность отразились в словах мастера: «Учитель – это надобщественное явление, именно учителя являются водителями общества и  художниками жизни». Темы занятий говорят сами за себя: «Наша душа небесного происхождения», «Урок – форма организации возвышенной жизни школьников», «Мы – соработники у Творца»… Шалва Александрович напомнил о том, что русское слово «школа» восходит к латинскому «skale» – лестница. И это лестница духовного восхождения человека, по которой все мы, дети и взрослые,  проходим свой путь.

Система Шалвы Амонашвили – «педагогика целостной жизни детей и взрослых» – строится на основе воспитания творчеством и сотрудничества учителя с детьми.  Задача школы: опираясь на всю полноту детской жизни,  превратить школьные занятия в «уроки счастья жизни».

Шалва Александрович начал один из дней семинара такими словами: «Не стоит ходить в школу только для того, чтобы дать урок, закрепить тему. Не только это… Этим вы унижаете и себя, и ребенка… Два важных качества в человеке – благородство и великодушие, это основа гуманной педагогики… Не детей надо воспитывать, а себя».

Сам стиль изложения Шалвы Александровича – уникальный говор, тонкий юмор, истории из жизни, цитирование первоисточников, умение мгновенно установить контакт со слушателями, затронуть чистые струны души человека – не просто не оставляет равнодушным, а вдохновляет!

Шалва Амонашвили призывает участвовать всех в соревновании, в котором нет проигравших: соревнование в мощи сердца (можно соревноваться и самому с собой!). Несмотря на насыщенную преподавательскую деятельность и высокую нагрузку, Учитель  внимателен и доброжелателен к людям,  проявляя то творящее терпение, которое является одним из краеугольных камней его педагогической философии.

Всю систему Шалва Александрович выразил в следующих основных принципах:

– очеловечивать среду вокруг ребенка. Это означает внимание ко всему, что обеспечивает ребенку душевный комфорт. Ничто не должно рождать в детях страх, неуверенность, уныние, униженность;

– проявлять творящее терпение: верить в преобразующую силу воспитания, быть оптимистами; учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке;

– любить и принимать ребёнка таким, какой он есть. Любовь – это человеческое солнце. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь;

– дарить ребенку радость успеха (ребенок должен уходить домой с тем, что он преуспел);

– выстраивать равноправные отношения с ребенком, всегда стремиться его понять. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю. Одновременно это и путь познания жизни ребёнка.

«Будьте героями духа!», – обращается мастер к учителям, призывая привнести как можно больше света и чистоты в окружающий мир. И продолжает: «На уроке происходит такое чудо: встреча дарителя света и искателя света».  Главные идеи семинара: «ребенок – это живая душа», «ребенка надо любить» –  мы все это знаем.

Автор подчеркивает, что ребенком движут три силы: желание стать взрослым, желание развиваться и желание быть свободным. Будем ли мы, взрослые, помогать ребенку? Как стать другом своему ребенку? Каков будет путь ребенка? Это зависит от нас, взрослых. Мы должны помочь нашим детям проявить то лучшее, что заложено в них.

Несмотря на гармоничную идеальную теорию, Шалва Александрович остается прогрессивным бунтарем: «Если я не буду ломать стандарты, я не дам дорогу новому», призывая каждого проявлять свою личную волю и свободу.

Одной из главных задач учителя он называет воспитание в детях свободы действий. И как заманчиво его предложение заимствовать в область педагогики и психологии слова-термины не из технических и естественнонаучных словарей, а из музыкальных, тем самым подчеркивая связь педагогической деятельности с миром прекрасного.

Шалва Александрович утверждает: «Дети – это точилки нашего духа, воспользуйтесь этими точилками!».

А его мысль про «списывальщиков»! «Если кто-то списывает, он находится в беде. Надо помочь».

Много говорилось о философии речи, о том, как важно культивировать наши мысли, которые не умеют ждать. Шалва Александрович называет мысли детищами духа, которые вне пространства и бессмертны. Наши мысли объединяются и создают вселенскую собственность. И очень важно следить за качеством своих мыслей, воспитывать чистоту мысли в своих учениках. Ведь все, что существует в мире – это производство мыслей, и хорошие мысли – это жемчужины мира. Мастер объединяет мысли и любовь: «Есть всеначальная энергия – это мысль, но есть и всетворящая энергия – это любовь!»

Важно отметить, что весь свой опыт и ценные советы Шалва Александрович передает не только учителям, а также родителям. В своей родовой усадьбе в Бушети он с единомышленниками организовывает летние курсы, семейные лагеря. Эти встречи становятся незабываемыми, а часто судьбоносными для всех, кто открывает  гуманную педагогику.

Конечно, вопрос: «Любите ли вы своего ребенка» – риторический. Любой человек ответит утвердительно, не раздумывая. А вы знаете, чем живет ваш ребенок? Какие фильмы и мультфильмы он смотрит, какие передачи? В какие игры играет? Названия, имена героев, их характеристики, смысл? Можете ответить на эти и другие вопросы? В любом случае, педагог вы по профессии или нет, будьте учителями для своих детей. Помните  древнюю мудрость: если у человека нет учителя, им становится сатана.

Шалва Александрович часто цитирует строки священных писаний всех мировых религий. Вспомнил он и эти слова любви из Библии, которые называют Гимном любви:

Любовь долго терпит.

Любовь милосердствует.

Любовь не завидует.

Любовь не превозносится.

Любовь не гордится.

Любовь не бесчинствует.

Любовь не ищет своего.

Любовь не раздражается.

Любовь не мыслит зла.

Любовь не радуется неправде.

Любовь все покрывает.

Любовь всему верит.

Любовь всего надеется.

Любовь все переносит.

Любовь никогда не перестает. 

Оксана РАУДЕ.

Яндекс.Метрика