Внимание! На сайте ведутся профилактические работы. Приносим извинения, за технические сбои.

 

«АГАС ЦУ, БРАТ!  САЛАМ АЛЕЙКУМ, БРАТ!»

 

5-11Далекие шестидесятые… Городок Грамми в земле Саксония, недалеко от Лейпцига… Здесь дислоцировалась одна из частей Группы советских войск  в Германии, и отсюда берет начало история дружбы осетинского и дагестанского парней длиной более полвека.

 

Служба в армии для ардонца Касполата Урумова началась в должности военного водителя. Но одно дело – правила дорожного движения у себя на родине, и совсем другое – в чужой стране. На армейских курсах по изучению  Правил уличного движения в ГДР Касполат познакомился с земляком  Магомед-Расулом Рамазановым. Ребята быстро подружились, ведь у них, кавказских юношей, было много общего. После курсов Расул стал  личным водителем командира батальона, а Касполат – начальника штаба. В казарме друзья спали на соседних койках, когда казарма погружалась в тишину, негромко разговаривали, вспоминали отчий дом, Касполат рассказывал о родной Осетии и своем небольшом городке Ардон, Расул вспоминал свой солнечный Дагестан и родной город Избербаш… И каждый звал друга в гости после службы.

До армейской службы Касполат Урумов занимался в молодежном спортивном клубе, не раз становился победителем районных и республиканских соревнований. А Расул в своем городе был подающим большие надежды боксером. Спортивные навыки друзей пригодились в армии – оба стали выступать за сборные команды полка, становились призерами. После победы на очередных соревнованиях друзья были включены в сборные дивизии по вольной борьбе и боксу. Вместе тренировались, вместе ездили на соревнования.

И все же не спорт сблизил ребят из соседних республик. Все сослуживцы знали – эти парни с Кавказа примерные  солдаты, умеют постоять за себя, никогда не дадут в обиду слабого, а для новобранцев они первые защитники, если те столкнутся с «дедовщиной». Был у Касполата и Расула неписаный закон, которого они придерживались так же, как и армейского устава, – служить честно, неукоснительно выполнять приказы старших по званию, поддерживать сослуживцев в трудной ситуации. Всегда оставаться  достойным и порядочным человеком – это у ребят называлось «жить и служить по закону гор».

Вот только один случай, о котором писала дивизионная газета, а потом и многие военные издания.

«Группа воинов-спортсменов бежала по кроссовой трассе вдоль шумной, вышедшей из берегов реки. Это была обычная тренировка.

– А теперь небольшой отдых, – подал команду ефрейтор Магомед Сулейманов.

Солдаты, стоя на мосту, с интересом наблюдали за стремительно несущейся по воде байдарке-двойке. Ловко орудуя веслами, немецкие юноши гнали верткое и легкое суденышко вниз по течению.  Впереди шумел водопад.

– Как же они пройдут его? – Спросил рядовой Касполат Урумов.

– Да, преграда не из легких, – ответил Сулейманов. – Но посмотрим.

Между тем байдарка стремительно приближалась к порогу. Пять метров, четыре, два… и острый нос байдарки повис в воздухе. А в следующее мгновение воины увидели дно лодки. Немецкие спортсмены скрылись под бурлящей водой.

Воины бросились к месту происшествия. Впереди бежали Сулейманов и Урумов. На берегу останавливались люди. А попавшие в беду спортсмены что-то кричали, взывая о помощи. Сулейманов и  Урумов, в чем были, бросились в воду. Одному из спортсменов удалось выплыть, а его товарищу никак не удавалось вырваться из смертельных объятий бурлящего водоворота. Сулейманов первым достиг середины реки, он нырнул, нашел немецкого юношу и вместе с ним всплыл в нескольких метрах от водоворота. К  ефрейтору подплыл Урумов, вдвоем они вынесли на берег потерявшего сознание гребца.

Потом началась борьба за жизнь немецкого спортсмена, неподвижно лежавшего на земле. Сулейманов и Урумов поочередно стали делать немецкому спортсмену искусственное дыхание, и, наконец, веки пострадавшего дрогнули.

Немецкий юноша не сразу пришел в себя. Но когда очнулся, первые его слова были обращены к спасшим его советским воинам: «Спасибо за жизнь…».

Когда подоспели немецкие спортсмены, советские солдаты сразу ушли, не дожидаясь благодарности. И только через несколько дней власти города разыскали Сулейманова и Урумова – спасенный юноша обошел весь строй советских спортсменов и сразу указал на своих спасителей, еще раз поблагодарив их за помощь».

… Три года армейской жизни пролетели для друзей  быстро. В конце службы Касполат Урумов и Расул Рамазанов участвовали в грандиозных маневрах войск стран – участниц  Варшавского договора. Оба получили поощрения от командования дивизии. А потом настало время демобилизации. Им предложили остаться на сверхсрочную службу, Касполату – в должности тренера сборной дивизии, но… очень хотелось вернуться в родной край.     Друзья обменялись адресами и договорились о скорой встрече.

Встреча армейских друзей хоть и не скоро, но состоялась. Через три года Расул Рамазанов, сменивший увлечение боксом на мотобол, возвращался домой с соревнований в Черкесске. Намеренно поехал через Северную Осетию, чтобы повидаться с армейским другом. Тогда в доме Урумовых  был настоящий праздник – не только  семья, но и соседи, родные принимали спортсменов из Дагестана как самых дорогих гостей. А воспоминаниям армейских друзей не было конца. Тогда они и предположить не могли, что увидятся теперь только через полвека…

В водовороте повседневных забот незаметно летели годы. Друзья изредка обменивались письмами, были в курсе главных событий в жизни другого. Но встретиться как-то не удавалось, а потом и адреса затерялись…  Хотя друг друга не забывали. Не зря ведь говорят, что есть такие друзья, которых не видишь годами, но знаешь, что они есть, и от этого тепло на сердце. Вот такими друзьями и были Касполат и Расул. Уже не молодые, а взрослые мужчины, в жизни которых были незабываемые годы службы и лучший армейский друг.

Разыскать своего дагестанского друга Касполату Урумову помог…интернет. Из соцсетей он узнал, что Расул Рамазанов по-прежнему  живет в родном Избербаше, работает заместителем главы администрации города. И, не откладывая в долгий ящик,  вместе с женой Ларисой поехал в соседнюю республику. Оставив вещи в пансионате, направился в городскую администрацию. Немного расстроился, когда ему сказали, что его друг по состоянию здоровья больше не работает, но сотрудники администрации связали гостя из Осетии  и своего бывшего коллегу по телефону.

–  Здравствуй, друг! – Волнуясь, сказал в трубку Касполат Александрович. Тот не сразу поверил, что слышит своего армейского друга,  и начал задавать вопросы: в каком городе мы служили? как звали командира полка? а командира дивизии? Контрольный вопрос был – «Как тебя звали в батальоне?» И услышав в ответ «Костя» – именно на это привычное имя в батальоне сослуживцы сменили труднопроизносимое для них имя Касполат – Расул Курбанович не сдержал слез: «Здравствуй, друг…». А узнав, что звонит ему Касполат Урумов  не из Осетии, как он думал, а из администрации родного города, прокричал в трубку: «Стой там, никуда не уходи! Я сейчас…»

А через пять минут армейские друзья уже крепко обнимались и с улыбкой вглядывались в лица друг друга. Конечно, это были уже не те черноволосые, молодые и крепкие парни – армейские друзья. Побелели головы,  на лицах следы прожитых лет, а солдатская подтянутость сменилась на солидную осанку… Но глаза у обоих по-прежнему  молодые и полные жизни, а в минуту встречи светились неподдельной радостью.

Несколько дней прожили Касполат и Лариса в доме Рамазановых как почетные, самые дорогие гости. Касполат Александрович прихватил с собой несколько фотографий, сделанных во время службы, и был приятно удивлен, как много его собственных снимков в армейском альбоме его дагестанского друга. Бывшие сослуживцы рассматривали фотографии, вспоминали, много смеялись. То и дело Лариса и Людмила,  супруга Расула, слышали «А помнишь?...». Женщинам тоже было о чем поговорить –  каждой было интересно узнать о национальных обычаях,  семье, детях, внуках…

За богато накрытым столом друзья рассказали, как сложилась судьба каждого. Касполат Александрович Урумов работал на руководящих должностях в тресте «Межколхозстрой», республиканском  участке крупной Северо-Кавказской строительной компании, много лет был директором одного из  самых крупных в Ардонском районе предприятия – автотранспортного, и вот уже уже двадцать лет возглавляет районный комбинат бытовых услуг. У него замечательная семья.  В  Ардоне  ее знают как дружную, уважительную к соседям, всегда готовую прийти на помощь и разделить радость.  Жена Лариса врач высшей категории, она терапевт в районной больнице. Старшая дочь, Мадина, пошла по ее стопам, тоже работает врачом-терапевтом в этой же больнице, младшая, Ирина, – ведущий специалист в  районном отделении Пенсионного фонда. У каждой семья, дети.

А  Расул Курбанович много лет проработал в системе  ДОСААФ,  активно занимался мотоболом, стал кандидатом в мастера спорта. Затем окончил Саратовский юридический  институт. В его трудовой биографии есть и комсомольская деятельность, и предпринимательство. А на заслуженный отдых он ушел с муниципальной службы в администрации города Избербаш.

 У Рамазанова-старшего четверо сыновей, которыми он безмерно гордится. Старший, Тимур, – выпускник ГИТИСа, режиссер на ТВЦ. Сергей служит в Центральном УВД в Санкт-Петербурге. Рустам заместитель гендиректора нефтяной компании и заслуженный тренер России, воспитавший чемпионов России, Европы и мира. А младший, Курбан, по профессии инженер, живет и работает в Санкт-Петербурге. У всех семьи, дети – любимые внуки старших Рамазановых.

На память о встрече  Касполат Александрович преподнес армейскому другу национальный памятный подарок, а Расул Курбанович – немецкий кортик из своей великолепной коллекции оружия. Почему немецкий? Так ведь дружба началась в Германии!

Теперь друзья созваниваются часто. «Агас цу, брат!» – здоровается по-осетински Расул Курбанович. «Салам алейкум, брат!» – отвечает Касполат Александрович. И начинается  неспешный обмен последними новостями.

А совсем недавно уже Урумовы принимали у себя  гостей из Дагестана. Все повторилось – долгие беседы за накрытым столом, воспоминания, в том числе об  армейских друзьях, которых уже нет, рассказы о семье…

– Я просто счастлив, что вновь обрел друга. Даже не друга – брата, – говорит Расул Курбанович. – Всем  своим знакомым я говорю, что у меня в Осетии родня. И вообще, если бы вдруг передо мной стал выбор, где жить, если не в Избербаше, я бы выбрал Осетию. Мои друзья показали мне красоты своей республики. У них удивительно доброжелательные люди и изумительные горы…

А Касполат Александрович рассуждает так.

– Когда тебе за 70, все чаще возвращаешься мыслями в молодость. Кто служил в армии, тот знает, что армейский друг – это навсегда. Наш с  Расулом тому пример. Там, в Германии, для нас было совсем не важно, какой мы национальности. С нами служили армяне, грузины, латыши, эстонцы, казахи,  чеченцы – всех и не вспомню. Все мы были советские солдаты. Не было никаких конфликтов на национальной почве, мы все дружили и помогали друг другу. Это традиция для всех народов и на все времена. И нынешние молодые люди, которым предстоит служба в армии, должны это знать.5-2

Касполат Александрович и Расул Курбанович не договаривались о новой встрече. Нет в этом необходимости. Потому что раньше ими были сказаны искренние и дорогого стоящие слова – «Мой дом – твой дом». И принято решение: новым встречам – зеленая улица! 

Татьяна БАЙБАРОДОВА,

собкор. республиканской

газеты «Северная Осетия».

Владикавказ – Избербаш.

Яндекс.Метрика