МУДРЫЙ ДУГРИЧИЛОВ МАГОМЕДГАДЖИ МУРТАЗАЛИЕВИЧ

 

В здании Аварского театра 26 марта 2016 года состоялся вечер памяти деятелей культуры и искусства выходцев села Согратль Гунибского района, у которых в этом году юбилеи. Это Магомед Хуршилов –110 лет, Нурмагомед Абигасанов – 100 лет, Шамхал Шамхалов – 90 лет, Магомедгаджи Дугричилов – 90 лет, Абдулмажид Хачалов – 90 лет и Ахмед Абашилов – 80 лет.

7-1Стоя в уютном фойе театра, я наблюдал, как джамаат селения Согратль тепло здоровается: эти люди обнимаются, выражают неописуемый восторг, встречая друг друга. Как будто родственники – впрочем, почему «как будто»? Они и есть родственники! Получая буклеты с фотографиями юбиляров и рассматривая стенды с фотографиями об их жизни и деятельности, посетители светлеют лицом и сердцем.

В заглавии стенда, посвященного Дугричилову, читаю: «Магомедгаджи Муртазалиевич». Оказывается, родители нарекли его так, а мы все помним как Магомеда Муртазалиевича. Заслуженное имя, если вспомнить, что человека, побывавшего в Хадже, в Дагестане называют «Гьажи», т.е. «мудрый». Поэтому и название заметки «Мудрый».

Моё выступление тезисно выглядит так:

– Ассаламу Алейкум, джамаат Согратля! Начну с истоков. 1976 год. Идет распределение на художественно-графическом факультете студентов первого выпуска, завершивших учёбу в Дагестанском Государственном педагогическом институте. Среди комиссии во главе с ректором Магомедовым Ахмедом Магомедовичем есть солидный, высокий, седовласый человек, пристально всматривающийся в «молодую поросль» – директор избербашского педагогического училища.

Он выбрал восьмерых выпускников и в доверительной беседе, представившись Магомедом Муртазалиевичем, сказал, что нам предстоит работать во вновь открытом им художественно-графическом отделении педагогического училища. И для большей убедительности добавил: «Лучше один раз  увидеть, чем сто раз услышать!». Поэтому мы сели в автобус и поехали в Избербаш.

Не знаю как остальные «счастливчики», но я, «сын северных степей», впервые ехал в этот южный город у моря, который всем сразу же понравился. А атмосфера гостеприимства в педагогическом училище нас вовсе «растопила». Место «дислокации» нашего десанта всех устроило.

Когда мы стали собираться в обратный путь в Махачкалу, Магомед Муртазалиевич предложил: «После долгой дороги не грех и подкрепиться, давайте пойдем ко мне домой на чаепитие, а то Патимат заждалась, наверное». Мы переглянулись, робость одолевала, но перечить самому директору, показывающему пример «Ягьа и Намуса» дагестанского, было бы неуважительно с нашей стороны. Дома нас уже ждали за накрытым столом. Супруга Магомеда Муртазалиевича Патимат Газалиевна(также педагог) и дочь Динара, порхающие вокруг стола с чаем и сладостями, вызвали у нас ком в горле от благостности. (До сих пор стыдно: мы явились с пустыми руками. Эх, студенты!).

По закону о распределении молодых специалистов, мы должны были приступать к работе 15 августа. Но и здесь Магомед Муртазалиевич проявил прозорливость, пригласив нас на приемные экзамены, сказав: «Примите экзамены по спецпредметам и набирайте себе курс по 30 человек, будете кураторами. Вот так!». А после четырехсеансовых приёмных экзаменов по рисунку, Магомед Муртазалиевич усаживал нас в училищный автобус, с шофером Айдемиром мы ехали на море – «смывать амбиции» экзаменаторов.

Вот так ввел нас, Педагог наш, в педагогическую профессию. На первом же августовском педсовете он представил нас «творцами прекрасного», попросил коллектив поддержать и принять нас радушно. А нас попросил перенять их опыт. Так Магомед Муртазалиевич «связал» поколение педагогов в коллектив.

Надо сказать, что было чему поучиться у таких педагогов как Валентина Кукушкина, Патимат Рамазанова, Екатерина Нагорнова, Мутай-кади Алиев, Муртузали Далгат, Николай Веприцкий, Виктор Полунин, Патимат Мустапаева и у других «корифеев». Также пример преданности педагогической профессии у «среднего звена» показали Муса Магомедов, Тамара Магомедова, Абдулмумин Кадиев, чета Мануйловых – Александр и Людмила. Нам предстояло завершить триптих портретов педагогов.

Первым «взносом» «молодой поросли» педагогам художественно-графического отделения стало оформление музея педучилища. И здесь мы получили наглядный урок у незаурядного художника-педагога Магомеда Дугричилова. Каким он обладал чутьём оформителя, как он размещал экспонаты, систематизировал и компоновал их! Спасибо, маэстро, – это был незабываемый момент в нашей творческой биографии.8-3

Музей, названный впоследствии его именем, – живое напоминание о Магомеде Дугричилове. И таких им оформленных музеев в республике целых восемь! Это ли не вклад его в культуру и искусство Дагестана? А собранная из оригиналов произведений дагестанских художников галерея – это титаническая работа его в деле пропаганды художественного наследия народов наших! Галерея является для нынешних педагогов и студентов педколледжа живым источником вдохновения и расширения кругозора. 

Магомед Муртазалиевич многих художников знал лично, следил за их творческим ростом, приглашал в педучилище для встречи со студентами и закупал их картины, которые стоили немалых денег, но это не останавливало нашего директора. Он знал, для чего это делается и обращал внимание не на материальную ценность экспонируемых картин, а на духовную, которая способствовала воспитанию творческой молодежи на примере прекрасного. Он всегда думал о завтрашнем дне искусства и роли художников. Кстати, сам Магомед Муртазалиевич прекрасно рисовал, мы любовались его безукоризненными картинами, колоритными портретами, монументальными росписями, и шрифтовик он был «от Бога». А историю изобразительного искусства знал фундаментально.

Рад тому, что я, издав каталог «Произведения дагестанских художников, экспонируемые в избербашском педколледже», отблагодарил своего Учителя реальным делом. Ныне каталог на уроках истории ИЗО и методики является настольной книгой по изучению биографий дагестанских художников и их творческого стиля.

Наш директор, посещая уроки спецдисциплин преподавателей, неизменно повторял, что он идет «не назидания ради», а «обновлять» свой педагогический багаж. И мы, «молодежь», семеня вслед за широко шагающим по коридору до своей мастерской директором, что только не предполагали в уме, пока не заходили на свой урок (это отдельная песня).

Но уже в организационном моменте урока дрожь в сердце и теле унималась, так как Магомед Муртазалиевич так хорошо умел быть «невидимым», сидя за последним мольбертом в мастерской, что некоторые даже забывали об его присутствии на уроке. А вот при анализе посещенного урока он непременно выпячивал даже самые незначительные, малюсенькие удачи педагога, акцентировал положительные моменты в действиях его, хвалил за творческую атмосферу на уроке и старание студентов. А завершал анализ посещенного урока такими словами: «Спасибо за прекрасный урок». Мы-то знали, какой это «прекрасный» урок. А когда мы спрашивали у него о недоработке урока, он неизменно улыбался и говорил: «А что, сам не знаешь недочёты? Знаешь прекрасно. Вот и исправляй их на следующем уроке! Надо самоанализом заниматься, делать собственные выводы и самосовершенствоваться, это и есть процесс набирания опыта, так что твори!».

Организуемые Дугричиловым внеклассные мероприятия, встречи с деятелями искусства и литературы останутся эталоном методики их организации. Благодаря его связям, в педучилище побывал известный советский поэт Алексей Марков, Герои Советского Союза Александр Подорожный и Гаджи Сулейманов, генерал-лейтенант Магомед Танкаев, Герой России Магомед Толбоев, известные люди республики: Аджаматов Абкай, Мурад Кажлаев, Гамид Рустамов, Гейбат Гейбатов, а Булач Гаджиев вообще был «наш» на всех мероприятиях. Эти встречи расширяли диапазон педагогов и обогащали студентов.

А Дни здоровья, ежегодно проводимые нашим директором, сплачивали коллектив, мобилизовывали на творческую работу. А систематически организуемые «вылазки» на природу всем коллективом благотворно сказывались на взаимоотношениях. А поездки на выставки разных уровней – всесоюзные, всероссийские, региональные, зональные, республиканские – способствовали росту творческой активности как педагогов, так и студентов.

В связях «с внешним миром» была большая заслуга директора педучилища. Сколько же труда стоило открытие при педагогическом училище интерната для одаренных детей республики с полным государственным обеспечением. И какова была радость, когда ученики этого интерната выступали в Москве. Это яркая страница истории педучилища, и открыл её Магомед Муртазалиевич – низкий ему поклон и признательность за организаторский талант от выпускников этого интерната. Ныне большинство из них – педагоги с солидным стажем и богатым методическим опытом, ведь «семена», посаженные Магомедом Дугричиловым, дают плодотворный урожай!

За педагогическую работу ему было присвоено звание Заслуженный учитель ДАССР и РСФСР. После выхода на пенсию он возвращается в город Буйнакск, где ранее жил и работал, создает здесь историко-краеведческий музей, директором которого проработал долгие годы.

8-4Все изложенные здесь, в текстовом варианте, эпизоды жизни прекрасного периода учебного заведения не являются ностальгией по прошлому, а являются констатацией малой доли организационной деятельности нашего Педагога педагогов Дугричилова Магомедгаджи Муртазалиевича.

Избербаш и избербашцы помнят этого энергичного, полного оптимизма и жизнелюбия мудреца и всегда будут благодарны за организационную работу и за его педагогический опыт. А вам, согратлинцы, в знак благодарности вот мой этюд с натуры, с пленарной работы, когда я был в вашем селе. Спасибо за высокий ландшафт, спасибо за славных сыновей, не менее высоко взлетевших. Пожизненно признательный Педагогу своему Шагитбек.

С годами мудрость не стареет,

Она становится сильней,

Её как солнце нежно греет

Любовь и преданность учеников и друзей. 

Точно сказано о Дугричилове Магомедгаджи Муртазалиевиче. 

Шагитбек КАЗБЕКОВ.

Яндекс.Метрика