ЭСКИЗ К ПОРТРЕТУ УЧЕНИЦЫ

 

«Учитель, воспитай ученика,

Чтобы было у кого потом учиться».

Сенека.

 

7 0Участь учителя такова, что из учеников своих он помнит либо прилежных, ярких, либо тех, кто «много крови выпил», т.е. очень хулиганистых, нерадивых, контрастно относившихся к процессу учёбы, тех, кто оставляет заметные зарубки на сердце педагога.

 

Поэтому, когда на улице учителя останавливают и здороваются солидные мужчины и дородные женщины и говорят: «Вы меня не помните? Я учился… (в таком-то году, на таком-то курсе и т.д.)», учителю приходится напрягать память и отвечать дипломатично: «А, это ты?».  Значит, встречный был «серым». «Серых» учитель не помнит.

Мне в моей педагогической биографии повезло в первый же год работы в избербашском педагогическом училище. Итак, 1976 год. По распределению после завершения художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического института я начинаю работать преподавателем  художественно-графического отделения педучилища. Мне поручают классное руководство 1 курса «В», на котором обучалось 30 студентов.

7 1Посмотрите на фотографию – какие юные, полные оптимизма и готовые «грызть гранит науки» представители всего спектра дагестанских народов. На первом классном часе я напомнил им, что они поступили в педагогическое заведение, и учеба на художественно-графическом отделении – не повод болеть «звёздной болезнью», считать себя «художниками», «свободными личностями». Все четыре года лейтмотивом классных часов и внеклассных мероприятий была профориентационная работа. На них студенты изучали биографии великих педагогов, на классные часы приглашались заслуженные учителя. Педагогическая практика, включающая пробные уроки по ИЗО в школе, была не в тягость моим ученикам. В результате из 30 выпускников курса 24 выбрали педагогическую работу и поныне трудятся в школе. А шестеро всё же стали «художниками», и знаете, не плохими художниками. Так, Исраил Иосифович Цвайгенбаум (на фото взят в круг) со своими картинками символического направления выставляется во всех Европейских музеях и выставках, а живёт в Америке с семьёй. Он регулярно звонит мне, посылает весточки и обязательно спрашивает: «Как дела у моего училища?». Вот благодарный ученик!

Чумиздаг Шарапутдиновна Абдулгалимова регулярно даёт о себе знать из Швейцарии. Мадина Магомедова с Одиссеем посылают приветы из Греции.

Прекрасными педагогами стали работающие в школах республики и имеющие разные регалии Раисат Магомедова из ДШИ г. Избербаша, Назимат Батыргазиева и Магомед Маграмов  из школы сел. Бабаюрт, Беневша Гульметова из сел. Тотаюрт Бабаюртовского района, Гаджишабан Гаджиибрагимов из Кизляра,  Айшат Магомедова из посёлка Семендер г. Махачкалы, Патимат Ибрагимова из Левашинской школы, Джанисат Саруева из сел. Касумкент, Гульбеги Селимова из Сулейман-Стальского района, Айгерек Османова из Алходжакентской школы, Везир Адилов из ДШИ сел. Геджух, Салахудин Ибн-ходжаров из Кизилюртовского ОНО, Румитин Арсланбеков из сел. Тюменлер. Вот видите, в моем первом выпуске не было «серых» учеников, они нашли достойную нишу в жизни.

Всё что написано выше является фоном для персонального портрета Айши Халидовны Баталовой, одной из ярких  представительниц моего первого выпуска.   В качестве эпиграфа я выбрал слова Сенеки неслучайно. Около тридцати лет  я работаю бок о бок с  моей ученицей и не устаю удивляться ее работоспособности, всё время учусь у неё. Значит, «воспитал ученицу, чтобы было у кого потом учиться».

Мазок за мазком нанося колер будущего портрета, постараюсь пошагово проследить творческий рост Айши Халидовны, черпая сведения из аналитической справки о ее профессиональной деятельности: «А.Х. Баталова имеет высшее образование, закончила в 2005 году Дагестанский государственный педагогический университет по специальности «изобразительное искусство».

Стаж педагогической работы – 38 лет, 27 из них – в Избербашском педколледже. Имеет высшую квалификационную категорию. Баталова ведёт предметы ХОМ (художественное оформление материалов) и ДПИ (декоративно-прикладное искусство). В своей работе опирается на требования ФГОС СПО и ФГОС второго поколения. За последние годы её педагогической деятельности наблюдается позитивная динамика уровня и качества знаний студентов.

Баталова разработала и внедрила рабочие программы по учебным дисциплинам: «Методики преподавания продуктивных видов деятельности МДК», «Теоретические основы компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в начальных классах», «Основы выполнения декоративно-прикладных работ и ХОМ» и рабочую программу учебно-профессионального модуля «Методика организации внеурочной деятельности в области ИЗО и ДПИ».

Педагог творчески решает практические задачи, воспитывает у студентов любовь к профессии, развивает их самостоятельность.

Айша Халидовна является заведующей кабинетом художественной обработки материалом, руководителем кружка «Золотая игла», где проводит учебно-методические мероприятия и внеклассную работу. С творческой группой Баталова участвует на городских, республиканских, региональных, всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах и неизменно получает призовые места, дипломы. Безотказно проводит открытые уроки и мастер-классы с разнообразной тематикой и практической демонстрацией технологии художественной обработки материала. Удивляет ее умение раскрыть суть прикладного искусства. Свидетельством этому являются  такие нетрадиционные ее уроки, как: «Хохломская роспись», «Расписные узоры Балхарской керамики», «Вышивка бисером», «Виды орнамента», «Разделочные доски и их роспись», «Шкатулки и роспись в них» и т.д. На всех уроках преподаватель показывает широкие теоретические знания и практическую реализацию теории. Айша Баталова была инициатором возрождения кайтагской вышивки на уроках ХОМ в педколледже. Городской отдел культуры полностью поддержал ее и предоставил площадку в центре традиционной культуры, открыв «Этнодвор». Здесь проходят ставшие традиционными встречи с разными делегациями и туристическими группами, в которых Айша Халидовна неизменно принимает самое активное участие.

Её работы были представлены на  различных выставках: «Самородки» (2017 г.), «Великолепие кайтагской вышивки» (2015 г.), «Кавказский базар» (2015 г.), «Каспий берега дружбы» (2015 г.), «Дагестанские сувениры», «Живая нить традиций»  и «Подсолнухи» (2017 г.) и др. Айша Баталова приняла участие в Международном фестивале народного творчества российских регионов и прикаспийских стран с темой «За сохранение народных художественных промыслов», фестивале «2000-летие города Дербента» с творческими работами (2015 г.), а также выступила с докладом «Уроки мастерства, искусство и образование» и получила диплом I степени на Всероссийской научно-практической конференции.

Айша Халидовна проводит факультативные занятия со студентками всех отделений педколледжа, члены кружка регулярно участвуют во всех выставках, семинарах и конкурсах, а также в конкурсе «Шаг в будущее», на котором неизменно получают призовые места, награждаются дипломами, грамотами и премиями.

Особого успеха добились подготовленные ею студенты на Всероссийском конкурсе-смотре средних профессиональных учебных заведений в городе Москве, заняв  первое место среди 90 учебных заведений. Это, конечно, триумф Айши Баталовой.  

Повторили успех ее ученики и на Всероссийском форуме молодёжи «Шаг в будущее» в городе Москве, заняв первые места во всех пяти номинациях. Студенты продемонстрировали национальные костюмы, вышивки бисером, кайтагскую вышивку и росписи по ткани и по дереву. Москва рукоплескала.

Руководитель жюри попросила провести мастер-класс для всех конкурсантов, что было сделано на очень высоком уровне. Избербашский педагогический колледж был на устах конкурсантов и членов жюри. Очень высокую оценку качеству костюмов, демонстрируемых нашими студентами Аминат Абдуллабековой, Патрисией Ахмедбековой, Зулхужат Гусейновой, Иринат Гасайниевой, Написат Исаевой и Маликой Идрисовой, дал сам Вячеслав Зайцев  – знаменитый модельер. Как логическое следствие студентки были выдвинуты на грант Президента РД, обладателями которого стали Патрисия Ахмедбекова (2010 г.), Умуриза Газиева (2011 г.) и Айшет Зейналова (2013 г.). Событие неординарное для нашего колледжа, а потому заслуживающее похвалы и пропаганды.

Составить же «эскиз портрета ученицы» меня побудило неординарное событие в селении мастеров Уллубийауле. Здесь по просьбе директора мемориального музея Уллубия Буйнакского Зайнутдина Магомедова на днях открылась персональная выставка Айши Баталовой. Многое умеющие, талантливые жители села были восхищены представленными произведениями декоративно-прикладного искусства. Еще больше изумил их мастер-класс, устроенный именинницей, когда она демонстрировала процесс создания росписей, вышивки и резьбы. Это наглядный урок мастера!

В организации выставки ей помогали все члены ее семьи. Кстати, вся семья состоит из учеников нашего художественно-графического отделения: муж Гаджимурад, сын Султан, дочь Зумруд и зять Мурад. Все они в разное время окончили наше учебное заведение, а внук – постоянный «эксплуататор» компьютера заведующего отделением ИЗО – «абитуриент» несомненный. Коллективный портрет этой семьи предстоит еще создать мне, а пока…

«По труду и честь» – говорят в народе, Айша Халидовна задала высокий методико-творческий уровень, работая в  учебном заведении. И ещё не иссякли задумки и планы на будущее, есть необходимость всячески поддержать её  в благородном деле.

Мне же остаётся процитировать:

«В нашей жизни всё неповторимо, 

Так ведётся издавна в веках.

Только лишь одно бесспорно, зримо: 

Кто учил – живёт в учениках».  

Шагитбек КАЗБЕКОВ,

отличник народного просвещения России,

Заслуженный учитель Дагестана.

Яндекс.Метрика