«В ОТЧЕМ ДОМЕ»

 

Если весь мир – театр, а каждый прожитый нами день – одно сыгранное действие в многоактной пьесе жизни, то сцена Даргинского театра им. О. Батырая дает возможность посмотреть на эпизоды нашей жизни со стороны. Потому они неизменно вызывают эмоции – улыбку, сострадание, грусть, узнавание самих себя или своих друзей в игре актеров. И если эта зеркальность состоялась, то можно смело говорить, что спектакль удался.8-1

Таким эпизодом нескольких отдельных судеб стал спектакль «В отчем доме» по пьесе осетинского драматурга Георгия Хугаева, поставленный художественным руководителем Даргинского театра, Заслуженным деятелем искусств РФ Мустафой Ибрагимовым. Не первый раз в выборе произведений для постановки он обращается к темам наших общих истоков – родной земли, родного дома и символов, их составляющих: покачивание детской колыбели, поддержание тепла очага, сохранение связи времен через связь поколений, передающих в дар друг другу традиции и обычаи предков. В центре спектакля «В отчем доме» дом, который не стал надежным причалом для домочадцев. Привычный уклад жизни двух одиноких стариков-соседей Джорджи (Нурбаганд Идрисов) и Джуджи (Абдулла Ризванов) нарушают женщины: неожиданно вернувшаяся к Джуджи дочь Замират (Сакинаханум Ильясова), которую он не желает видеть из-за когда-то рожденного вне брака ребенка, и коммерсантка Тамара (Аминат Дациева), решившая женить на себе старика Джорджи. Ее корыстный интерес находит поддержку со стороны невестки Джорджи Агундой (Саният Каримова), которая приехала вместе с его сыном Гавриилом (Магомедшамиль Шамилов) и внуком Джеором (Магомед Ибрагимов).

Сложно сказать, у кого в этой пьесе нет своих личных мотивов, всплывших наружу благодаря участию Тамары, которая оказалась начальным звеном в цепи последовавших событий. Пожалуй, только у молодого Джеора, которого счастливый дедушка прочит продолжателем рода, хранителем языка и традиций и будущим хозяином отчего дома. Для всех же остальных отчий дом становится местом, в котором надо решить то, что не было решено в молодости, посмотреть в глаза правде, признаться друг другу в том, на что не хватало смелости. Так, становится известно, что Гавриил всю жизнь любил Замират, и что тот самый ребенок, рожденный ею вне брака, – от него. Но расставив все по своим местам, герои не могут сделать самого главного – вернуть время вспять, чтобы исправить ошибки молодости.

Развязка спектакля в выборе, который стоит перед каждым героем: что из прошлой жизни брать с собой? Гавриил категоричен – он уходит, оставив в прошлом и семью, и любимую женщину. Замират, напротив, остается, не решаясь изменить что-либо в ставшем ей привычным укладе жизни. Тамара же, покаявшись за недостойно прожитые годы, решает покончить с собой, чтобы не испытывать больше муки совести. Так обрывается связь времен в доме, в котором перестали хранить тепло очага и чтить традиции предков.

Муминат МАГОМЕДОВА.

 

Яндекс.Метрика