ТРАГЕДИЯ В КИЗЛЯРЕ – ОБЩАЯ БОЛЬ …

 

В Даргинском музыкально-драматическом театре им. О. Батырая прошла постановка спектакля «Материнское сердце» по пьесе осетинского драматурга Раисы Хубецовой, посвященная 20-летию трагических событий в Кизляре и сел. Первомайское 9 и 16 января 1996 года.

3-1О трагических страницах нашей истории зрителям напомнил заслуженный учитель РД Наби Иманалиев. «В январе 1996 года бандиты, возглавляемые Салманом Радуевым, вторглись в дагестанский Кизляр, захватив важные узловые объекты города, а также родильный дом и больницу. Заложниками оказались около 3000 человек. Среди террористов были жители Чечни, Сирии, Пакистана, Ирака и других государств. Совершив бесчеловечный акт насилия в отношении беззащитных женщин, они в очередной раз показали свое истинное лицо бандитов и нелюдей, не имеющих ничего общего с религией Ислам. Ведь Ислам не приемлет насилие в отношении людей, особенно женщин и детей», – отметил Наби Иманалиев.

После долгих и томительных переговоров с террористами с привлечением известных и уважаемых людей, аксакалов, властям удалось освободить часть заложников. Вместе с остальными взятыми в плен мирными гражданами, среди которых были и депутаты Госдумы, общественные деятели, в том числе известный кизлярский художник Мурад Джемалиев, террористы выехали в сторону Чечни, но были блокированы и окружены силовиками в районе села Первомайское. Радуеву и другим бандитам все же удалось вырваться из окружения и бежать на территорию Чечни. В перестрелке с боевиками погибло более 27 человек, в том числе и Мурад Джемалиев, около 50 были ранены.

Наби Магомедович напомнил, что только за последние несколько лет террористы совершили на территории Дагестана более 24 терактов, в результате погибло около 100 человек и более 300 получили ранения.

«В настоящее время бандиты из разных стран, в том числе России и других государств бывшего СССР, воюют в Сирии на стороне так называемого «Исламского государства» («ИГ» – запрещенная в России террористическая организация). Хотя ничего общего с исламом они не имеют, так как религия осуждает убийства мирных и беззащитных граждан. Убийство одного человека в исламе приравнивается к убийству всего человечества. В свое время пророк Мухаммед (мир ему) запрещал унижать, обращаться жестоко с пленными язычниками, просил накормить их, вылечить и отпустить на волю.

Идеологи «ИГИЛ» вербуют в свои ряды молодых людей из разных стран, особенно активно они работают в России. Сотни юношей и девушек уже попали в сети экстремистов. Приняв решение ехать в Сирию, они обрекли себя на верную смерть. Среди них, к сожалению, есть и жители нашего города.

Поэтому всегда следует помнить об их печальном опыте, избегать каких-либо контактов с экстремистами, для которых молодежь всего лишь пушечное мясо», – обратился к учащимся Н. Иманалиев.

Затем школьники посмотрели спектакль. Главная героиня трагедии – мать пятерых сыновей Баху – воспитала детей без отца в лучших традициях жителей Кавказа. Она помышляет организовать для каждого из них свадьбу. Хорошо, что рядом живут молодые девушки Ира, Джамиля, Зарина, Аминат. За невестами ходить далеко не надо. Сыновья и девушки в свободное время встречаются, помогают матери убрать двор, нарубить дрова, привезти воду.

3-2

По случаю приезда домой среднего сына Гасана (он учится в летном авиационном училище), все они собрались на праздник. Пользуясь случаем, мать хочет объявить о помолвке сына и внучки Бимболата Аминат. Единственное, чего хочет мать – это чтобы Аминат осталась дома для сохранения рода. Упорная, настойчивая Аминат хочет поступить в летное училище и уехать вместе с Гасаном.

Но началась война… Трое старших сыновей добровольцами уходят на фронт. После них уходят по приказу командира Гасан и Аминат. Трагедия матери – общая трагедия всех матерей, ­– она на всех получила похоронки. Последним на войну уходит пятнадцатилетний сын Чермен, который тоже погибает.

В опустевшей сакле, в которой не горит огонь, качая люльку, сидит одинокая мать. В саклю входят Джамиля и почтальон. Они сообщают матери, что в селении родился первый мальчик войны и забирают люльку.

Пьеса осетинского драматурга Раисы Хубецовой рассказывает о вселенском масштабе войны, показанном в рамках одной семьи. Все матери равны, и смерть ребенка – самая страшная боль для каждой из них. И нет ничего горше, чем видеть, как гаснет тепло домашнего очага и прерывается род, пока за окном взрываются снаряды, и льется кровь…

Пьесу поставил художественный руководитель Даргинского театра, заслуженный деятель искусств РФ Мустафа Ибрагимов, художник – заслуженный художник РД Ибрагимхалил Супьянов.

 

Ибрагим ВАГАБОВ.