«ДЕСЕРТ» ДЛЯ ЮНЫХ ЗРИТЕЛЕЙ

 

4-1Сказки рождаются просто. Зоркий глаз художника подмечает необычное в повседневном, уродливое в прекрасном и наоборот, подвергает его художественной обработке, натирает до блеска каждую грань художественного слова, набрасывает внешние детали для полноты картины – и чудо творчества готово. Результат этот можно прочесть вслух, можно устно передавать из уст в уста, а можно воспроизвести в другом жанре, сделав произведение богаче, насыщенней и, как следует, «вкуснее».

 

Такова работа Даргинского театра им. О. Батырая, который создает очередной «десерт», на этот раз для юных зрителей – постановку «Находчивый Толмас» по пьесе А. Абдулгафурова. Выбор режиссера-постановщика Мустафы Ибрагимова легко объясним: в сказке, как и в жизни, тесно соседствуют добро и зло, богатство и бедность, ум и глупость, щедрость и скупость. Основная часть работы уже проделана: созданы костюмы и декорации, выучены и много раз отрепетированы роли, наконец, пройдена важная часть этого непростого, почти ювелирного пути спектакля к зрителю – первый прогон.

Прогон в театре – вещь особенная. Это, конечно, еще не показ, но уже и не репетиция. Это мост, связывающий черновой вариант продукта с предполагаемым конечным. Это время основных замечаний режиссера, когда материал виден не обрывками, а в целостности, почти таким, каким он предстанет зрителю: с музыкальным и световым сопровождением, декорациями, костюмами. Поэтому артисты на прогоне волнуются не меньше, чем на показе. Тем более постановка – премьерная, и роли для многих артистов – дебютные. Так, например, Хузаймат Ибрагимова впервые сыграла роль взрослой женщины.4-2

Сюжет  развивается в одном из высокогорных сел. Его местные жители страдают от деспотии местных богачей. Один из них (Нурбаганд Идрисов)  вместе со своей женой (заслуженная артистка РД Аминат Дациева) устраивает для своих подчиненных поистине невыносимые условия: заставляя их гнуть свои спины под тяжестью мешков пшеницы, мучая их голодом и жаждой, он запрещает им строить  канал для воды, отнимая собранные с трудом деньги и драгоценности. Но терпению бедняков приходит конец. Юный Толмас  (Ислам Гасанов) решает положить конец бесчинствам богатого узурпатора и вместе со слугой богача (заслуженный артист РД Гасанкади Рабаданов) придумывает хитрый план не только по спасению вырученных бедняками средств, но и по разорению тирана. Толмас играет на самых низких человеческих пороках: лени, зависти, алчности. Так, богач верит и в волшебный котел, самостоятельно варящий пищу, и в дерево, на котором растут чебуреки, и в воскрешающую палку. Он разорен, но разорен добровольно, в то время как Толмас подсчитывает скопившуюся сумму, вполне достаточную для строительства заветной траншеи. Финал пьесы открыт, и определяют его зрители: что делать с богачом? Какой участи он заслужил? – вопросы, на которые им предстоит ответить.

Пьеса получилась легкой и ненавязчивой. Структурное и художественное оформление спектакля, за которое отвечали Майтаб Мамедова, Магомед Алиев, Эльмира Ибрагимова, Мадина Омарова, Алексей Федотов, Барият Арсланалиева, обещают сделать ее настоящим подарком к открытию юбилейного пятидесятого сезона театра. Премьерный показ состоится осенью, и пройдет не только на даргинском, но и на русском языках. 

Муминат КУРБАНОВА.