Внимание! Выполняется обработка и размещение фотографий.

 

ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ Г. ИЗБЕРБАША

 

6-1Русская культура оказала самое непосредственное влияние на музыкальное развитие дагестанцев. Под ее плодотворным влиянием в жизни избербашцев также произошли большие изменения, которые стали особенно заметны в конце ХIХ века, когда общение дагестанцев с русским народом, его прогрессивными представителями приобрело регулярный, систематический характер.

 

В первые годы становления нашего города сформировалась русская интеллигенция, рядом с которой постепенно стала формироваться новая поросль специалистов из представителей дагестанской национальности.
Русские специалисты стали пионерами развития социально-экономического развития Избербаша. Особенно это наглядно проявилось в развитии образования и культуры. Активными проводниками в мир культуры, музыки в 20 – 30-е годы были нефтяники, учителя, многие из которых обладали музыкальными знаниями, а некоторые даже имели профессиональное музыкальное образование. К примеру, в клубе «Нефтяник» работали музыкантами Николай Жаданов, Евгений Лихачёв, Пётр Быков, Гаррий Канотопкин, которые прекрасно играли на баяне, фортепиано, гитаре. Вначале пели и играли на праздниках, потом организовали художественную самодеятельность при клубе. Проводились занятия на хорошем уровне, в неделю 3 раза, при этом молодежь получала сведения о музыкальной грамоте.
В Избербаше наблюдался активный процесс по формированию новой культуры: организовывались рабочие клубы, создавались библиотеки, духовые оркестры и хоры, театральные, певческие кружки, студии, школы, устраивались лекции, концерты, митинги, представления.
Пётр Быков организовал струнный оркестр, в котором играли молодые рабочие. Духовым же оркестром руководил Гаррий Канотопкин. С деятельностью Гарри Михайловича музыкальная жизнь города оживилась. Его ученики выступали на всех торжественных мероприятиях. Были созданы хоры в клубе «Нефтяник», в школах города, в Доме пионеров и школьников. Был организован хор ветеранов войны и труда, впоследствии ставший известным на Северном Кавказе. В клубе работали различные кружки: художественный (руководитель Н. Жаданов), библиотечный (руководитель М. Ткаченко), танцевальный (руководитель З. Балиева), духовой оркестр (руководитель Г. Канотопкин).
Духовой оркестр играл на творческих собраниях и патриотических мероприятиях, причем исполнял произведения как русских, так и дагестанских композиторов. Эти мероприятия послужили в какой-то степени толчком к созданию в городе своих любительских музыкальных коллективов. 6-2Культура русского народа неудержимо проникала в наш город, в музыкальной жизни людей произошёл важный сдвиг, появилась тяга к музыкальному образованию. Уроки пения были включены в образовательные программы. Музыкальные занятия вели в них русские специалисты: Ю. Глазунов, В. Полунин, А. Захаров, Л. Мануйлова, Л. Песков, Б. Белецкий и супруги Мышляевы.
Хоровые коллективы были созданы на предприятиях нефтяной отрасли, на заводе «РМЗ», в конторе «АТП», в больнице, в Доме пионеров, в школах. Именно посредством самодеятельных творческих коллективов, через праздники, фестивали и конкурсы дагестанцы глубже и полнее познавали русскую культуру.
Важную роль в развитии музыкальной культуры в городе сыграла деятельность Виктора Васильевича Полунина, заслуженного учителя РД. За годы работы он подготовил целую плеяду талантливых учителей и специалистов по музыке. Виктор Полунин – автор изданных книг: «Отражение» – сборник стихотворений, переводов и пьес; «Озарение души» – поэтический сборник избранных произведений поэта лирика; «Рождение песни» – сборник песен и романсов на слова дагестанских и русских поэтов.
В своём творчестве поэта и композитора он рассказывает о большой любви к своему городу. Его лирические песни несут в себе ощущение горской чистоты, страстности, мужества и нежности, а умеренные напевные мелодии подчёркивают не только специфику дагестанской мелодики, но и широту русской народной песни. Умелое сочетание этих двух начал лежит в основе музыкального творчества Виктора Полунина. Однажды на празднике Виктор Полунин сказал, что «культура Дагестана очень многонациональна и уникальна. Я представляю её себе как редкий горный цветок, который требует подпитки, но я верю, что дагестанская культура будет всегда цвести своей красотой и духовностью».
В довоенные и послевоенные годы на сцене впервые стали рядом с русскими выступать дагестанцы. Одним из важнейших явлений в музыкальной культуре Избербаша было зарождение национального композиторского творчества. Свою лепту в развитие этого важного направления внесли одарённые музыканты-дагестанцы (бывшие ученики русских музыкантов): А. Ильясов, Р. Алиева, Г. Алескеров, И. Магомедов, Б. Багаутдинов.
Деятельная, жизнерадостная натура А. Ильясова находит выход в жизнеутверждающих песнях. Их темами он избирает красоту родной земли и трудолюбие её тружеников, радость труда, молодежный задор, волевую поступь. Эти и другие песни Ахмеда Ильясова часто исполняются на концертах художественной самодеятельности, на смотрах.
В репертуаре солистки радио и телевидения Бурлият Ибрагимовой звучали произведения «Избербашские огоньки» на слова Виктора Волкова, «Серп и молот» на слова Артура Чупалаева, «Избербашская пионерская» на слова Викторина Полунина, «Пусть Новый год встречают избербашцы» Юрия Глазунова.
Ахмед Ильясов, Разият Алиева, Гусен Алескеров, Гусейн Камбулатов получили профессиональное образование в махачкалинском музыкальном училище имени Гасанова. Под руководством этих талантливых интернациональных педагогов развивалась в городе в течение многих лет музыкальная культура. Они удостоены высоких званий, заслужили большое уважение среди жителей нашего города. Избербашские музыканты благодаря знаниям, полученным у русских талантливых педагогов, сумели раскрыть свои дарования.
Разият Алиева достигла замечательных успехов не только в городе Избербаше, но и в республике, создав в городе Школу искусств. Благодаря поддержке администрации города и начальника культуры Патимат Газиевой, коллектив школы воплотил в жизнь многие музыкальные проекты. Разият Алиева и Патимат Газиева оказали непосредственную помощь в создании Школы искусств, в подготовке музыкальных кадров, в сборе, изучении и обработке национального фольклора горцев, в создании творческих коллективов, открытии этнокультуры, в организации сценических постановок и пропаганде музыкальных произведений русских и дагестанских композиторов в городе и в республике.
Талантливый, влюбленный в своё дело педагог, журналист Юрий Глазунов все свои знания отдавал учащимся. В период работы его в СОШ № 11 уровень подготовки учащихся был достаточно высок. Многие его ученики стали профессиональными исполнителями, учителями музыки, культработниками. Ни одно общешкольное мероприятие не проходило без музыки, без песни. Коллектив художественной самодеятельности школы в городском смотре занял 2-е место, в смотре строевой песни – 1 место. В 80 – 90-е годы в школе № 11 педагогический коллектив полностью поддерживал основную задачу массового музыкального воспитания: не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся.
На одном из совещаний педагогов школы № 11 Юрий Глазунов сказал: «Культура воспитательного процесса в школе во многом определяется тем, насколько насыщена школьная жизнь духом музыки. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».6-3Заметную роль в музыкальной жизни города Избербаша играл и продолжает играть педагогический колледж, и связано это в какой-то степени с работой таких педагогов энтузиастов, как Д. Вечедов, З. Бахмудова, И. Мышляева, Л. Исмаилова, А. Иванова, П. Вечедов, М. Исаев, О. Елисеева (сохраним о ней светлую память).
Педагогический коллектив имеет богатый опыт и свои традиции в работе с хоровыми коллективами. Отличительными чертами выступлений учебно-курсовых хоров являются возросший уровень профессионализма, богатство и разнообразие репертуара, верная идейно-художественная направленность.
Долгие годы духовой оркестр педучилища, которым более 35-ти лет руководил Заслуженный работник культуры ДАССР Борис Белецкий (умер в этом году), был участником марш-парада республиканского значения. Участие духового оркестра под руководством Бориса Алексеевича было отмечено дипломами Всесоюзного смотра народного творчества, почетными грамотами военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР. Творчество Белецкого не знало границ, он являлся организатором и руководителем эстрадного оркестра при заводе ДагЗЭТО. Не меньший интерес он проявлял и к драматическому искусству. Много лет работал режиссёром народного театра. Здесь он характеризовался как очень увлечённый человек с большими педагогическими, организационными способностями, стремлением приобщить к искусству различные возрастные и социальные группы жителей города. Многие его ученики стали профессиональными певцами, работали в известных театрах, педагогами в школах. Одним из важнейших явлений в музыкальной жизни Б. Белецкого было зарождение национального композиторского творчества. Он внёс свою лепту в развитие этого важного направления. Бесспорно, русская культура музыканта оказала самое непосредственное влияние и помощь в формировании музыкальной культуры Избербаша.
Сегодня музыка как предмет в школе должна более широко использоваться в целях воспитания духовности учащихся. Ведь именно музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.
Приобретаемые на занятиях музыки знания, умения и навыки становятся личностным духовным достоянием, в своей ценностной данности превращающегося в основу духовного роста и самоутверждения.

Артур ЧУПАЛАЕВ.

Яндекс.Метрика